Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей КОГБУЗ "Кировский областной клинический перинатальный центр" по доверенностям от 09.01.2023 г.;
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙМОСТ",
У С Т А Н О В И Л А:
26.12.2022 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "СТРОЙМОСТ" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировский областной клинический перинатальный центр" при проведении электронного аукциона на поставку индикаторов стерилизации (извещение 0340200003322015836). Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при формировании извещения о проведении закупки, поскольку в позиции 9 технического задания Заказчиком описан товар по совокупности требований соответствующий только продукции производителя ООО "Научно-производственная фирма "ВИНАР", т.к. индикатор должен быть одновременно и 4 класса, и 5 класса. Таких индикаторов не имеется у других производителей ни у ООО "Мегатехника" (Россия), ни у "ДГМ ФАРМА АППАРАТЕ РУС" (Швейцария). В п.2 Инструкции по применению индикаторов воздушной стерилизации химических одноразовых "ИнТЕСТ-В" указано, что Индикаторы соответствуют классу 4 (многопеременные индикаторы - метка "Н" - контроль параметров в камере стерилизатора) и классу 5 (интегрирующие индикаторы - метка "В" - контроль параметров внутри упаковок и изделий) по классификации ГОСТ ISO 11140-1-2011.
Указывает, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться объективными потребностями и при этом соблюдать условия о недопущении ограничения количества участников закупки, в связи с чем объединение продукции разных производителей в один единый лот несет за собой ограничение круга потенциальных участников закупки.
В подтверждение своих доводов указывает на практику антимонопольных органов.
Рассмотрение жалобы назначено на 09.01.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик направил пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что требованиям по позиции 9 Технического задания соответствуют товары как минимум двух производителей (РЗН 2017/5249 от 13.01.2017 г.; РЗН 2021/15718 от 08.11.2021 г.), в связи с чем просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Включение в описание объекта закупки показателей, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках. Уполномоченным учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
08.12.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322015836 о проведении электронного аукциона на поставку индикаторов стерилизации. Начальная (максимальная) цена контракта - 741 666,00 руб.; окончание срока подачи заявок - 27.12.2022 г.
Согласно п. 9 Технического задания (описание объекта закупки) к поставке требуется "Индикатор химический/физический для контроля стерилизации, 2000 шт.", в том числе со спорной характеристикой "На бумажной основе с наличием двух индикаторных меток (одна метка 5 класса и одна метка 4 класса) и маркировкой, включающей обозначение метода стерилизации, параметры стерилизационной выдержки"
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие возможности поставки товаров, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является поставка товара (индикаторы стерилизации), а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики оказания медицинской помощи.
Ссылка Заявителя на практику антимонопольных органов не может быть принята во внимание, поскольку решения вынесены по иным, отличным от настоящего дела обстоятельствам. В каждом конкретном случае устанавливаются фактические обстоятельства дела на основании доказательств, представленных сторонами.
Заказчиком в материалы жалобы представлена инструкция по применению индикатора химического для контроля пероксидной (плазменной) стерилизации (МПША.008-21РЭ), согласно п. 5.9 которой установлено, что индикаторы соответствуют классу 4 (индикаторная метка "Н" индикатора "MGtest ПЕР (все режимы) 4 класс, (все режимы) 5 класс", индикатор "MGtest ПЕР 4 класс") и классу 5 (индикаторная метка "В" индикатора "MGtest ПЕР (все режимы) 4 класс, (все режимы) 5 класс", индикатор "MGtest ПЕР 5 класс") по РОСТ ISO 11140-1, что опровергает довод Заявителя о возможности поставки товара единственного производителя.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем не представлены доказательства того, что его товар не подходит под характеристики технического задания, а также не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" на действия КОГБУЗ "Кировский областной клинический перинатальный центр" при проведении электронного аукциона на поставку индикаторов стерилизации (извещение 0340200003322015836).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 9 января 2023 г. N 043/06/106-1080/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023