Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста первого разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
рассмотрев материалы Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о включении сведений об ООО "АВАНГАРД" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
28.12.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение от Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АВАНГАРД" (далее - Исполнитель, Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 25.10.2022 N 09/344 на выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации - аппаратов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г. (извещение N 0240100000222000109).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 10.01.2023 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что в регламентированные контрактом сроки Исполнителем не выполнены обязательства по изготовлению технических средств реабилитации - аппаратов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 году (работы должны быть выполнены по 30.12.2022 г.). Заказчиком была осуществлена выборочная проверка результатов выполненных работ до выдачи готового изделия получателю, по результатам которой ни одно представленное изделие не соответствовало Спецификации Контракта или выполнено без учета индивидуальных обмеров (не по слепку получателя). В связи с неисполнением Обществом своих обязательств, 13.12.2022 г. Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, разместил его в ЕИС, решение вступило в законную силу 26.12.2022 г., настаивает на включении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков. Заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении материалов РНП в отсутствие своего представителя.
Из письменных пояснений Исполнителя следует, что Общество не согласно с принятым решением Заказчика о расторжении Контракта в одностороннем порядке. В материалы дела представил информацию о выполнении работ по изготовлению трех технических средств реабилитации на общую сумму 87 537, 21 коп. Считает, что Исполнитель в установленные сроки устранил все нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, в связи, с чем считает, что Заказчик обязан был отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков. Представитель Общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
05.10.2022 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0240100000222000109 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации - аппаратов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г. Начальная (максимальная) цена контракта: 500000,00 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги: 223653,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.10.2022 NИЭА1, на участие в электронном аукционе подано 2 заявки. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника закупки N 112766296 (ООО "АВАНГАРД"), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложенной с суммой цен единиц товара, работ, услуг 98406,76 руб. (снижение более 56 % от НМЦК).
25.10.2022 г. между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 0240100000222000109 на выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации - аппаратов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г. (далее - Контракт).
В соответствии с п. 2.1. Контракта Исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные Спецификацией, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 4.1. Контракта срок выполнения работ (завершения обеспечения Получателей Изделиями) - c момента заключения Контракта Сторонами по 30.11.2022 г.
В соответствии с п.6.3.2. Контракта Заказчик обязан осуществлять контроль изготовления и выдачи Изделия Получателям, путем визуального осмотра Изделий до и после выдачи Получателю.
Согласно п. 6.1.10. Контракта Исполнитель обязан письменно уведомлять Заказчика об обстоятельствах, препятствующих выполнению работ Получателям в течении 2 (рабочих) дней с момента обнаружения указанных фактов путем направления информации на электронную почту: ea.poponina@ro43.fss.ru.
Пунктом 10.9. Контракта стороны установили, что Исполнитель обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств по Контракту в размере 5 процентов максимального значения цены контракта - 25 000 (двадцать пять тысяч) руб. 00 коп. при передаче Заказчику документов, в соответствии с п.3.2. настоящего Контракта.
Подписание Заказчиком Акта выполненных работ осуществляется только после предоставления Исполнителем обеспечения гарантийных обязательств по контракту в виде независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесения денежных средств на счет Заказчика.
К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
Согласно Спецификации к Контракту, являющейся его неотъемлемой частью Заказчиком установлены требуемые к выполнению работы:
N п/п |
Наименование работы (изготовленного по индивидуальному заказу Изделия |
Описание работы (изготовленного по индивидуальному заказу изделия) в случае отсутствия соответствующих позиций в КТРУ3 |
Цена за штуку/единицу работ, руб. |
1. |
Аппарат на голеностопный сустав Страна происхождения - Российская Федерация |
Изготовление аппарата на голеностопный сустав. Гильза голени и ложемент стопы из листовых термопластов, со смягчающим внутренним вкладышем. Гибкий голеностопный шарнир. Расположение с двух сторон. Крепление- застежки текстильные "Контакт". Выполнение работ включает прием заказов по индивидуальным обмерам (по слепку) с учетом индивидуальных показателей Получателя, изготовление изделий, примерку, подгонку, обучение пользованию, выдачу изготовленных по индивидуальному заказу Изделий Получателям. |
8 970,38 |
2. |
Аппарат на голеностопный сустав Страна происхождения - Российская Федерация |
Изготовление аппарата на голеностопный сустав. Состоит из ложемента стопы и голени, из слоистого пластика на основе связующих смол. Шины и голеностопные шарниры из нержавеющей стали, расположение двухстороннее. Гильза голени и ложемент стопы смягчены вкладышем из вспененного полиэтилена. Крепление - застежки текстильные "Контакт". Выполнение работ включает прием заказов по индивидуальным обмерам (по слепку) с учетом индивидуальных показателей Получателя, изготовление изделий, примерку, подгонку, обучение пользованию, выдачу изготовленных по индивидуальному заказу Изделий Получателям. |
220 629,57 |
3 |
Аппарат на тазобедренный сустав Страна происхождения - Российская Федерация |
Изготовление аппарата на тазобедренный сустав. Полукорсет и гильза бедра выполнены из листовых термопластов. Имеют смягчающий внутренний вкладыш из ППУ с трикотажным полотном. Гильза бедра и полукорсет соединены тазобедренным шарниром. Крепление- застежки текстильные "контакт". Выполнение работ включает прием заказов по индивидуальным обмерам (по слепку) с учетом индивидуальных показателей Получателя, изготовление изделий, примерку, подгонку, обучение пользованию, выдачу изготовленных |
18 730,40 |
4. |
Аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) Страна происхождения - Российская Федерация |
Изготовление аппарата на нижние конечности и туловище. Полукорсет, гильза голени, бедра и ложемент стопы изготовлены из листовых термопластов. Гильза бедра, голени и ложемент стопы имеют смягчающий внутренний вкладыш из вспененного полиэтилена. Шины с замком в коленном и тазобедренном шарнире, с движением в голеностопном шарнире. Крепление - застежки текстильные "Контакт". Выполнение работ включает прием заказов по индивидуальным обмерам (по слепку) с учетом индивидуальных показателей Получателя, изготовление изделий, примерку, подгонку, обучение пользованию, выдачу изготовленных по индивидуальному заказу Изделий Получателям. |
50 076,41 |
Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо от 25.10.2022 N 24/4309-4953 о необходимости направить информацию об ответственном лице, а также организовать стационарный пункт в г. Кирове, предоставить обеспечение гарантийных обязательств.
Исполнитель письмом от 26.10.2022 N 143 уведомил Заказчика об ответственном сотруднике за исполнение Контракта, а также, что замеры и выдача изделий по Контракту будут осуществляться по месту жительства получателей услуг.
Исполнитель письмом от 27.10.2022 N 154 уведомил Заказчика об организации пункта Приема получателей в г. Кирове по адресу: г. Киров, ул. Воровского, д. 119, "Бьюти-Парк Косметичка" с режимом работы с 9:00 до 20:00.
В рамках исполнения п.п. 6.3.1 Контракта Заказчик уведомил Исполнителя письмом от 31.10.2022 N 14-24/4309-5051 о проведении 01.11.2022 проверки хода и качества выполнения Исполнителем своих обязательств и соответствие выполняемых работ техническим и функциональным характеристикам, предусмотренным Контрактом.
Исполнитель письмом от 01.11.2022 N 177 уведомил Заказчика об отсутствии представителей Исполнителя в пункте выдачи 01.11.2022, а также сообщил, что Заказчик будет проинформирован дополнительно о дате приезда представителей Исполнителя в пункт выдачи.
14.11.2022 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо N 14-24/4309-5292 о необходимости предоставить информацию о принятых заказах на выполнение работ в соответствии с направленными Заказчиком сведениями (реестром) о получателях.
Исполнитель письмом от 08.11.2022, поступившее в адрес Заказчика 15.11.2022 N 14-24/4309-5292 отв1, уведомил Заказчика о выезде в регион представителей Исполнителя с 25.11.2022 по 30.11.2022 для приема заказов от Получателей.
16.11.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 14-24/4309-5348 информирующее о необходимости предоставить обеспечение гарантийных обязательств согласно п. 10.9 Контракта. Однако, данное условие Исполнителем не выполнено.
25.11.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя повторно направлено письмо N 14-24/4309-5568 о необходимости предоставить информацию о принятых заказах на выполнение работ в соответствии с направленными Заказчиком сведениями (реестром) о получателях.
28.11.2022 Исполнитель в ответ на письмо Заказчика уведомил о принятии заказов от получателей изделий, а также о дате приезда представителей в пункт выдачи - 30.11.2022 для выдачи готовых изделий.
В рамках п.6.3.1 Контракта Заказчик проверил ход выполнения работ Исполнителем путем телефонного опроса получателей изделий по факту приема заказов на изготовление (места приема заказа, замеры на осуществление слепков), о результатах контроля Исполнитель уведомлен письмом от 29.11.2022 N 14-24/4309-5627. В этом же письме Заказчиком установлен срок предоставления информации о причинах невыполнения условий Контракта до 30.11.2022.
В связи с отсутствием ответа от Исполнителя на указанное письмо, Заказчиком 01.12.2022 направлено повторное письмо N 14-24/4309-5686 о необходимости предоставления информации о причинах невыполнения условий Контракта до 02.12.2022. Ответ от Исполнителя на данное письмо не поступил.
Заказчиком согласно п. 6.3.1 Контракта и информации, полученной от Исполнителя (28.11.2022 N 14-24/4309-5568-отв1), 30.11.2022 был осуществлен выезд в пункт выдачи в целях осуществления выборочной проверки результатов выполненных работ до выдачи готового изделия получателю.
01.12.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 14-24/4309-5688 с информированием о том, что работы по изготовлению изделий выполнены не в соответствии с условиями Контракта, а также нарушены сроки изготовления изделий, срок выполнения работ (завершения обеспечения Получателей Изделиями), чем нарушен срок п. 4.1. Контракта.
В силу п. 5.2 Контракта Стороны имеют право расторгнуть настоящий Контракт:
- в случае, если на 30.11.2022 г. объем фактически выполненных работ и количество Направлений, выданных Заказчиком, меньше максимального значения цены контракта;
- при наличии отказа Получателей (либо законных представителей Получателя, либо лица, представляющего интересы Получателя, действующего по доверенности Получателя) от изготовления и (получения) Изделия по Направлению, выданного Заказчиком.
При этом Заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость фактически выполненных Работ (выданных Получателям результатов выполненных работ - изготовленных по индивидуальному заказу Изделий) на 30.11.2022 г. в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
По состоянию на 12.12.2022 г. обязательства по выполнению работ по изготовлению технических средств реабилитации - аппаратов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г. не исполнены, мер по устранению нарушений условий Контракта Исполнитель не принял, в связи, с чем 13.12.2022 г. Заказчиком принято решение N 1 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС 19.12.2022, Исполнителем размещены документы о приемке работ (счет-фактура N 1314 от 19.12.2022, счет на оплату от 19.12.2022), однако, Заказчиком 22.12.2022 размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке в связи с не соответствием изготовленных изделий условиям Контракта.
С учетом ненадлежащего исполнения Контракта Исполнителем, 19.12.2022 г. Заказчиком направлено требование Гаранту ПАО Банк "БАНК УРАЛСИБ" об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии от 21.10.2022 N 9991-4S/1127522.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 13.12.2022 г. подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Исполнителем 13.12.2022 г. в 11 час. 28 мин.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя является 13.12.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 26.12.2022 г., что подтверждается информацией, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 26.12.2022 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Как отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489, недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
При рассмотрении материалов РНП Исполнитель обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вместе с тем, при выполнении работ по изготовлению требуемых технических средств реабилитации из всего заявленного Контрактом перечня реестра получателей (13 получателей) Исполнителем представлена информация по изготовлению технических средств реабилитации, предназначенных только для двух получателей на общую сумму 87 537, 21 коп.
Ненадлежащее исполнение Контракта подтверждается направлением Заказчиком требования Гаранту ПАО Банк "БАНК УРАЛСИБ" об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии от 21.10.2022 N 9991-4S/1127522, а также размещением 22.12.2022 г. Заказчиком в ЕИС мотивированного отказа от подписания документа о приемке от 19.12.2022 N 1 (п. 9.6 Контракта).
При участии в закупке на оказание услуг действия ООО "АВАНГАРД" по значительному снижению НМЦК (более 56 %) могли привести к ненадлежащему исполнению Контракта.
Кроме того, Исполнитель по своей воле принял решение об участии в аукционе, на условиях, предусмотренных положениями Контракта и технического задания к нему, иных сведений, без понуждения. Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, заявитель, с учетом экономической эффективности для своей хозяйственной деятельности, должен был проанализировать свои возможности с целью недопущения нарушений требований Закона о контрактной системе извещения о проведении закупки, в связи с чем, принял риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.06.2016 по делу N 306-ЭС16-606, А55-10730/2014, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.06.2021 N Ф01-2077/2021 по делу N А82-5482/2018).
Заказчик при заключении Контракта рассчитывал на выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации - аппаратов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г., следовательно, Общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
При рассмотрении материалов РНП Исполнитель обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Таким образом, на момент заключения контракта Исполнитель не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении общества при исполнении Контракта.
Недобросовестность поведения подтверждается также включением данного Подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков (на дату рассмотрения материалов данного дела на сайте ЕИС об ООО "АВАНГАРД" размещено 28 записей о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков).
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В данном случае характер допущенного Исполнителем нарушения условий Контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении Общества. Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ООО "АВАНГАРД":
1) Наименование: Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД", 111250, г. Москва, ул. Лефортовский Вал, д. 24, подвал, помещение IV, комната 5, офис 120; ИНН 9722011632, ОГРН 1217700573144, реестровый номер участника закупок - 22052052;
2) дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта - 25.10.2022 года; ИКЗ: 221434800446743450100100262043250323;
3) Объект закупки - выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации - аппаратов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г., Максимальное значение цены контракта - 500 000,00 рублей;
4) Основания и дата расторжения контракта - односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта от 13.12.2022 года, вступивший в законную силу 26.12.2022 г.
Дата события (решение об отказе вступило в силу) |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
26.12.2022 |
28.12.2022 |
28.12.2022 |
0 |
29.12.2022 |
11.01.2023 |
10.01.2023 |
0 |
13.01.2023 |
12.01.2023 |
0 |
0 |
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 января 2023 г. N 043/06/104-1087/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023