Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии:
От общества: генеральный директор Даниленко О.Н., представитель по доверенности Малышева А.Ю.
рассмотрев материалы дела N065/06/104-775/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно производственная фирма "Неваэнергоконсалт".
УСТАНОВИЛА:
20.12.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (ИНН 6513001410) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно производственная фирма "Неваэнергоконсалт" (ИНН 7814620077), в том числе в отношении генерального директора Даниленко Олега Николаевича (ИНН 344204990759), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по проведению технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения МО "Городской округ Ногликский" Сахалинской области" (извещение N 0161300001421000043).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 06.10.2021 между сторонами заключен контракт, согласно которому Исполнитель обязуется оказать услугу по проведению технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения МО "Городской округ Ногликский" Сахалинской области, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик - принять и оплатить услугу в соответствии с условиями Контракта. Однако обязательства по контракту в полном объеме не исполнены, в связи, с чем 05.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответствия информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Уведомлением-требованием от 21.12.2022 N 05-1930 эл рассмотрение представленной информации назначено на 27.12.2022 в 11 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из представленных в материалы дела документов заказчиком 05.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в единую информационную систему.
Пунктом 8 Технического задания обозначены поставленные перед Исполнителем задачи, согласно которым последний обязан:
- провести техническое обследование (натурное и камеральное обследование объектов, техническую инвентаризацию имущества, визуально-измерительное инструментальное обследование объектов холодного водоснабжения, водоотведения), провести анализ полученных данных в объеме, необходимом для определения фактического износа;
- обеспечить принятие эффективных управленческих решений органами местного самоуправления и ресурсно-снабжающей организацией;
- определить фактические значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем жизнеобеспечения;
- получить (подготовить) исходные данные для разработки схемы водоснабжения и водоотведения, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (в том числе бесхозяйственных объектов), исходя из их технического состояния.
Согласно п. 9 Приложения N 1 в состав услуг по техническому обследованию, предусматривающему выезд в место расположения Заказчика, входят: камеральное обследование;
техническая инвентаризация имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследование объектов холодного водоснабжения и водоотведения;
определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения;
разработка отчетной документации по результатам проведенного технического обследования - отчет о техническом обследовании.
Согласно п. 3.1. Контракта срок оказания услуг составляет 60 календарных дней с даты подписания Контракта.
Пунктом 2.1. Контракта установлена его цена - 2 573 588, 02 руб., которая включает в себя все обязательные платежи и издержки Исполнителя.
06 декабря 2022 года Исполнителем получено Постановление Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" от 05.12.2022 N 659 об отказе от исполнения Контракта со ссылкой на п. 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В целях надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо от 22.10.2021 исх. N 197, в котором сообщил о приезде своих специалистов для проведения работ по техническому обследованию централизованных систем водоснабжения и водоотведения МО "Городской округ Ногликский", проинформировал о планируемом для использования оборудовании, а также просил оказать необходимое содействие, в том числе, оформить пропуск на период с 28.10.2021 по 14.11.2021.
Сотрудники Исполнителя прибыли на территорию Заказчика, что подтверждается авиа и железнодорожными билетами, после чего 13.12.2021 сопроводительным письмом N 251 исполнитель направил Заказчику на согласование Акт технического обследования. В ответ на указанное письмо 28.12.2021 Исполнитель получил замечания Заказчика, изложенные в письме исх. 5-07-5852/21 от 21.12.2021, в котором Администрация указала на необходимость предоставления развернутого заключения по всем позициям технического обследования - отдельно по сетям водоснабжения (горячее, холодное) и отдельно по сетям водоотведения. Также Заказчик потребовал включить раздел технико-экономической эффективности и раздел технической инвентаризации обследуемых объектов инженерной инфраструктуры в виде таблиц, и указать в Акте вид применяемого инструментального обследования и перечислить применяемое для обследования оборудование. Никаких иных замечаний в отношении представленного 13.12.2021 Акта технического обследования Исполнителю от Заказчика не поступало.
Исполнитель внес указанные Заказчиком коррективы в Акт технического обследования и 21.01.2022 направил в адрес Администрации следующие документы:
- Акт технического обследования систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Городской округ Ногликский";
- Акт технического обследования систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Городской округ Ногликский" - CD диск;
- Счет N 1 от 21.01.2022;
- Акт N 1 от 21.01.2022;
- Акт сдачи-приемки оказанных услуг.
28.01.2022 аналогичный комплект документов был направлен в адрес Заказчика специализированной курьерской службой. 16.02.2022 документы получены Заказчиком.
Порядок сдачи-приемки оказанных услуг урегулирован разделом 6 Контракта. Пунктом 6.3. Контракта установлено, что Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения от Исполнителя акта сдачи-приемки оказанных услуг с приложением разработанной документации обязан подписать его и направить один экземпляр Исполнителю либо, при наличии недостатков, предоставить исполнителю мотивированный отказ от его подписания. При этом отказ заказчика от приемки услуг должен содержать перечень допущенных Исполнителем недостатков, объем и стоимость услуг, оказанных с недостатками, сроки их устранения.
Указанный выше 10-дневный срок для подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг либо направления письменного мотивированного отказа истек 02.03.2022. Поскольку в установленный срок в адрес Исполнителя не был направлен письменный мотивированный отказ от приемки оказанных услуг (равно как и подписанные Заказчиком документы), услуги считаются оказанными надлежащим образом и подлежащими оплате, а акт сдачи-приемки - подписанным. Вместе с тем по состоянию на 15.12.2022 обязательство Заказчика по оплате услуг Исполнителя остается не выполненным.
05.12.2022 по электронной почте Исполнителем было получено постановление об одностороннем отказе от исполнения Контракта со ссылкой на п. 2 ст. 715 ГК РФ.
В связи с изложенным Исполнитель полагает, что, заявляя подобный отказ, Заказчик злоупотребляет своими правами и уклоняется от оплаты оказанных в его интересах услуг, что недопустимо в силу статьи 10 ГК РФ. В постановлении Заказчик указывает на нарушение со стороны Исполнителя сроков оказания услуг более, чем на 30 календарных дней, в то время как данное утверждение не соответствует действительности. Изначально Акт технического обследования систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Городской округ Ногликский" был направлен Заказчику 13.12.2021 (при этом крайний срок выполнения обязательств по Контракту- 17 декабря 2021 года). Далее в период с 13.12.2021 по 28.12.2021, то есть в срок, превышающий 10 рабочих дней в соответствии с п. 6.3. Исполнитель ждал возможных замечаний от Заказчика, касающихся содержания представленного документа. И после получения таковых устранил все имеющиеся замечания в максимально короткие сроки с учетом большого количества нерабочих дней в январе 2022 года. Таким образом, в рассматриваемой ситуации утверждение Заказчика о просрочке со стороны Исполнителя более, чем на 30 календарных дней не соответствует действительности, так как ровно через 30 дней с момента получения замечаний Заказчика Исполнитель направил в адрес Заказчика полный комплект документов с учётом всех замечаний последнего.
В РНП включаются только такие сведения, которые подтверждают факт недобросовестности исполнителя, основанные на результатах проведенной антимонопольным органом проверки представленных службой информации и документов, свидетельствующих об умышленной направленности действий исполнителя на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Следовательно, основанием для включения сведений в РНП является только такое уклонение исполнителя от заключения контракта или от исполнения его условий, которое явно подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения заключенного контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Последовательно проанализировав взаимоотношения сторон в рамках заключенного муниципального контракта, Комиссия Сахалинского УФАС не усмотрела в действиях общества недобросовестного поведения, направленного на несоблюдение срока выполнения работ.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о принятии общества всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта и отсутствии фактов неисполнения своих обязательств вследствие недобросовестного поведения, совершения умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, при этом достаточных и достоверных доказательств обратного заказчиком на заседание Комиссии не представлено.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078.
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Администрацией муниципального образования "Городской округ Ногликский" (ИНН 6513001410) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно производственная фирма "Неваэнергоконсалт" (ИНН 7814620077), в том числе в отношении генерального директора Даниленко Олега Николаевича (ИНН 344204990759), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по проведению технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения МО "Городской округ Ногликский" Сахалинской области" (извещение N 0161300001421000043) - в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 декабря 2022 г. N 065/06/104-775/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023