Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Галант-Н" (далее также - Заявитель) на действия муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Моздок, ул.Ермоленко, д.20) при осуществлении закупки работ по содержанию и уходу за зелеными насаждениями в Моздокском городском поселении в 2023 году (открытый конкурс в электронной форме N0110300000822000067, далее - Конкурс)
УСТАНОВИЛА:
16 декабря 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Галант-Н" на действия МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе поскольку Заказчиком в Извещении установлено требование в соответствии с позицией 9 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Приложение, ПП РФ от 29.12.2021 N2571), согласно которой при осуществлении закупки работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории в извещении об осуществлении закупки устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
То есть, любой потенциальный участник, имеющий наличие указанного опыта, может стать участником рассматриваемого Конкурса и подать заявку на участие в нем.
При этом, в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком одним из критериев оценки заявок установлен такой критерий, как "Квалификация участников закупки". В качестве показателя указанного критерия установлен такой показатель, как "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", детализирующими показателями которого установлены:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При этом Заказчиком установлено, что для оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", по каждому детализирующему показателю под опытом работы связанным с предметом контракта понимается (оценивается) наличие у участника закупки опыта исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ по содержанию и уходу за зелеными насаждениями не ранее 2017 г.
Вместе с тем Заявитель считает, что при оценке по детализирующему показателю предметом договора (договоров), сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), было бы логично уставить выполнение работ по содержанию объектов и территорий зеленых насаждений (а не просто опыт по содержанию и уходу за зелеными насаждениями).
Под объектом зеленых насаждений понимается совокупность зеленых насаждений и иных элементов благоустройства, предназначенных для экологических и рекреационных целей, отдыха граждан (парк, сад, сквер, бульвар), расположенных в границах территорий зеленых насаждений.
Под территориями зеленых насаждений понимаются территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения.
Под содержанием территорий зеленых насаждений и объектов зеленых насаждений понимается комплекс профилактических работ по уходу за зелеными насаждениями, а также элементами благоустройства, расположенными в границах территорий зеленых насаждений, и объектов зеленых насаждений, в результате выполнения которых обеспечивается сохранность, долговечность и безопасность функционирования территорий зеленых насаждений и объектов зеленых насаждений, включающий в том числе обеспечение их чистоты (уборку) и нормативного состояния, защиту зеленых насаждений от вредителей и болезней, устранение незначительных деформаций и повреждений зеленых насаждений, элементов благоустройства, и осуществляемый в течение всего периода эксплуатации объектов зеленых насаждений и элементов благоустройства в соответствии с классификатором работ по содержанию территорий и объектов зеленых насаждений. Перечень технологических операций, предусмотренных классификатором работ по содержанию территорий и объектов зеленых насаждений, содержится в Технологическом регламенте производства работ по содержанию территорий зеленых насаждений и ремонту расположенных на них объектов зеленых насаждений.
Учитывая, что объектом закупки являются услуги по содержанию и уходу за зелеными насаждениями, Заказчик устанавливает в Извещении дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 Приложения (благоустройство территории) и в детализирующих показателях просит только опыт по озеленению, без например:
- содержание, ремонт объектов озеленения на территориях общего пользования (обрезка деревьев и спиливание скелетных и сухих ветвей и (или) валка деревьев и (или) распиловка поваленных деревьев и (или) вывоз веток и сучьев с улиц города и (или) расчистка площадей от кустарника и мелколесья и (или) стрижка живых изгородей ручным способом и (или) посадка деревьев и кустарников и (или) обустройство газонов.
- выкашивание газонов механизированным способом (выкашивание газонов механизированным способом триммерами вдоль автомобильных дорог и (или) выкашивание газонов механизированным способом триммерами на прочих территориях;
- озеленение территорий общего пользования (цветочное оформление городских территорий);
- содержание, уборка городов, парков, скверов и тому подобных контрактов и договоров (тем самым давая понять, что, если в контрактах участников не будет перечня работ конкретно только по озеленению - они не получат ничего по балльной системе).
Не согласившись с доводами жалобы МКУ МО МГП "УГХ" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
08 декабря 2022 года в на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru Администрацией Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300000822000067 на выполнение работ по содержанию и уходу за зелеными насаждениями в Моздокском городском поселении в 2023 году (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе требования к участникам Конкурса, описание объекта закупки, а также Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - 2 ПП РФ от 29.12.2021 N2571, Дополнительные требования N2571).
Подпунктом "а" пункта 2 ПП РФ от 29.12.2021 N2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
Подпунктом 1) пункта 9 Дополнительных требований N2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупок работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории о наличии у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
Цена выполненных работ по договорам, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в перечень закупаемых в рамках рассматриваемого Конкурса работ, в том числе входят следующие виды работ:
Уход за деревьями (молодыми посаженными в течение последних 5 лет):
- полив;
- устройство приствольных лунок;
- прополка приствольных лунок;
- удаление сорной растительности, отмерших побегов и отцветших соцветий и цветков;
- формовочная обрезка деревьев;
- распил и вывоз порубочных остатков на полигон;
- внесение удобрений и подкормка;
- спил и вывоз аварийных деревьев;
- покраска нижней части стволов деревьев;
- валка деревьев по городу.
Уход за газонами:
- покос газонов;
- очистка газона от опавших листьев;
- внесение минеральных удобрений.
Уход за кустарниками:
- сформировать кустарники (стрижка живых изгородей) ручным способом не менее 5 раз в год; собрать срезанные ветки в установленное место.
- укрытие на зиму (землей) и открытие весной теплолюбивых кустарников.
Цветники:
- оформление клумб и цветников в летнем и зимнем вариантах;
- подготовка почвы под цветники по всей поверхности цветочных клумб;
- разбивка цветников, посадка цветов в клумбы;
- прополка цветников с применением полотиков;
- рыхление цветников ручным инструментом;
- подсыпка растительной почвы в цветники;
- поливка цветников;
- замена не прижившихся цветов,
и так далее.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Кроме того, пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N972/пр установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно пункту 3.23 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий" элементы благоустройства территории - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
Таким образом работы по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, в том числе перечисленные в описании объекта закупки, относятся к благоустройству территорий.
При этом, частями 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Так, на основании изложенного Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса к участникам закупки установлены Дополнительные требования в соответствии с позицией 9 Приложения о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
То есть, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 ПП РФ от 29.12.2021 N2571, соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из указанных видов опыта.
При этом, согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 5 Положения N2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения N2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом Положения N2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения N2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N1 к Положению N2604, формируется в соответствии со следующими требованиями:
в разделе I указывается информация о заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты) и закупке (наименование объекта закупки). В случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий государственного, муниципального заказчика указывается полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты такого учреждения, унитарного предприятия или иного юридического лица;
раздел II заполняется в части применяемых критериев оценки, показателей оценки, в том числе предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, показателей оценки, детализирующих применяемый показатель оценки (далее - детализирующий показатель), значимости критериев оценки, значимости показателей оценки, а также в части шкалы оценки или формул, предусмотренных Положением N2604;
в разделе III указываются отдельные положения о применении отдельных критериев оценки и показателей оценки, предусмотренных разделом II, а именно:
в графе 2 указываются наименования критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя, при применении которого в графе 3 устанавливается соответствующее отдельное положение;
в графе 3 указываются отдельные положения о применении соответствующих критерия оценки, показателя оценки, а также детализирующего показателя, в том числе положения, предусмотренные пунктами 27 - 35 Положения N2604.
При этом, пунктом 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В свою очередь пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Положения N2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
При этом, подпунктом "а" пункта 28 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В свою очередь подпунктом "в" пункта 28 Положения установлено, что в Правилами рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, в соответствии с вышеуказанными нормами, Заказчиком в Правилах рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе установлены следующие критерии оценки заявок, показатели оценки, а также детализирующие показатели:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки,
показатель оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта;
детализирующие показатели:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При этом указано, что для оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", по каждому детализирующему показателю под опытом работы связанным с предметом контракта понимается (оценивается) наличие у участника закупки опыта исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ по содержанию и уходу за зелеными насаждениями не ранее 2017 г.
Вместе с тем, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой VI, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Однако, Заявителем не представлено материалов, подтверждающих довод о том, что не при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе Единой комиссией по проведению закупок для нужд Заказчика не будут оцениваться договора, указанные Заявителем в жалобе, включающие в себя в том числе работы по озеленению.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что понятия "Дополнительные требования к участникам закупки" и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" не являются тождественными, направлены на достижение различных целей и в случае их несоблюдения участником закупки несут различные последствия для последнего.
Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Галант-Н" муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0110300000822000067 на выполнение работ по содержанию и уходу за зелеными насаждениями в Моздокском городском поселении в 2023 году.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2022 г. N А224-12/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023