Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующий - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.А. Узкого,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок И.И. Фурсикова,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУ "Московская баскетбольная академия": В.В. Федукова (дов.N18 от 22.11.2022), Е.Ю. Азаровой (дов.N10 от 28.08.2022), Н.А. Перевезевой (дов.N24 от 27.12.2022),
ГКУ "СМТК" МОСКОМСПОРТА: Н.Т. Воробьева (дов.N02-01-22/79 от 19.12.2022)
Департамента спорта г. Москвы: О.А. Сауль (дов.N05-12-70/21/48 от 29.12.2021)
ООО "АСТ сервис": А.В. Белова (дов.Nб/н от 12.01.2022),
рассмотрев жалобы ООО "АСТ сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Московская баскетбольная академия" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на поставку продуктов питания для ГБУ "Московская баскетбольная академия" (преимущества УИС) (Закупка N 0373200068622000714, 0373200068622000715) (далее - конкурсы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
По результатам рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.12.2022 NЕИ/65906/22, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссий Заказчика в части оценки заявки ООО "АСТ сервис" в нарушение установленного в конкурсных документаций порядка оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки".
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсных документаций порядка оценки заявок на участие в конкурсах.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с конкурсными документациями оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно ч.4 ст.24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке)
В соответствии с п.24 Порядка для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.25 Порядка для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсным документациям Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта":
"Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка).
Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Под услугами, связанными с предметом контракта (договора) понимаются поставка продуктов питания и (или) оказание услуг по организации питания (в рамках которых проводилась поставка продуктов питания).
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии
В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора)", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора)" приведена в Приложении к настоящему порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В составе жалоб Заявитель указывает, что в соответствии протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.12.2022 NИЭОК1 конкурсной комиссией Заказчика не учтен, представленный в составе заявок договор N2701/19/11 от 27.01.2019 г., в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ, несмотря на его полное соответствие требованиям установленного порядка оценки.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалоб представитель Заказчика указал, что в составе заявок Заявителя представлен в том числе договор N2701/19/11 от 27.07.2019 на поставку продовольственной продукции на сумму 25 000 000 000,00 руб., а также акт об исполнении обязательств от 09.12.2022 на сумму 24 958 700 000,00 руб.
Вместе с тем в соответствии с положениями п.3.8 договора поставка товара осуществляется силами и средствами поставщика с доставкой по адресу и сроку, указанных покупателем в заявке. Исходя из положений п.3.1, 3.2 и п.3.6 договора стоимость партий товара (стоимость поставок) уже включает расходы Поставщика на доставку и иные расходы, где подтверждением стоимости поставок по договору является товарно-транспортная накладная, но не акт об исполнении обязательств, представленный в составе Заявки Заявителям.
Согласно акту исполнения обязательств 09.12.2022 поставщик поставил продукты питания и оказал услуги по доставке и разгрузке на общую сумму 24 958 700 000,00 руб. включая НДС. Таким образом Поставщик осуществил поставки продуктов питания путем их доставки Покупателю, где стоимость доставки включено в общую стоимость поставки по договору, а также оказал покупателю дополнительные услуги по доставке и разгрузке, при этом из положений акта однозначным образом не представляется возможным определить, что такие услуги также оказывались в отношении продуктов питания, ввиду чего закупочной комиссией Заказчика не учтен вышеуказанный договор ввиду возможного оказания дополнительных услуг не связанных с предметом закупки.
Кроме того не представлены все документы, подтверждающие осуществление поставки продуктов питания на каждую партию товара в соответствии с заявками.
В свою очередь Комиссия Управления обращает внимание, что предметом договора N2701/19/11 от 27.07.2019 является поставка продовольственной продукции, при этом поставка иных видов товаров договором не обозначена, ввиду чего все услуги, описанные в акте исполнения обязательств, относятся исключительно к предмету такого договора. Иного не указано. Кроме того, доставка и разгрузка являются единым рабочим процессом по оказанию услуг по поставке товаров, ввиду чего стоимость таких работ учитывается как комплекс услуг по поставке.
Также Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с установленным порядком оценки подтверждением наличия опыта у участника закупки является копия исполненного контракта со всеми приложениями, а также акты, подтверждающие исполнение обязательств, что и было представлено в составе заявки Заявителя, при этом требований о представлении товарно-транспортных накладных на каждую поставленную партию продуктов питания в составе порядка оценка не содержится.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях комиссии Заказчика выявлены нарушения пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе при оценке заявок Заявителя, что образует признаки состава административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "АСТ сервис" на действия конкурсной комиссии ГБУ "Московская баскетбольная академия" обоснованными.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Управления Н.А. Узкий
И.И.Фурсиков
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 декабря 2022 г. N 077/06/106-19692/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023