Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 января 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" города Чебоксары - <_>, представителя по доверенности,
исполнителя - Общества с ограниченной ответственностью "Новолайт" - <_>, представителей по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" города Чебоксары (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Новолайт" (далее - ООО "Новолайт"), находящемся по адресу: 630049, Обл. Новосибирская, г. Новосибирск, Пр-кт Красный, дом 163/2, помещение 1 (ИНН: 5402001839, ОГРН: 1155476005629).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 22.12.2022 поступило обращение Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" города Чебоксары о включении в Реестр сведений об ООО "Новолайт" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
03.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522007258 о проведении электронного аукциона на Строительство наружного освещения по ул.Солнечная г. Чебоксары, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 857 156,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 N ИЭА1 победителем признан участник с идентификационным номером заявки N 4 (ООО "Новолайт") с минимальным ценовым предложением 1 476 439,02 рублей.
Между МКУ "Управление ЖКХ и благоустройства" г.Чебоксары и Обществом с ограниченной ответственностью "Новолайт" 26 августа 2022 г. заключен муниципальный контракт N22007258_83507 на строительство наружного освещения по ул. Солнечная г. Чебоксары (далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта ООО "Новолайт" обязалось выполнить работы по строительству наружного освещения по ул.Солнечная г. Чебоксары в срок до 10 ноября 2022 г. на сумму 1 476 439 (Один миллион четыреста семьдесят шесть тысяч четыреста тридцать девять) рублей 02 копейки.
По состоянию на 7 декабря 2022 г. ООО "Новолайг" обязательства по контракту не выполнены.
Подрядчику неоднократно направлялись письма о нарушении сроков выполнения работ - 29.09.2022 N 01/12-3607, 09.11.2022 N 01/12-4172, 25.11.2022 N 01/12-4425.
Также подрядчику сообщалось, что перед началом производства работ, ответственному лицу по строительству наружного освещения по ул. Солнечная необходимо получить наряд-допуск на производство работ у балансосодержателя электрических сетей в филиале ПАО "Россети Волга" - "Чувашэнерго" Северное производственное отделение.
В соответствии с пунктом 9.3. Контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствие с гражданским законодательством (ч.2-З ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Информация о Подрядчике, с которым Контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
07.12.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот же день принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о надлежащем исполнении требований статьи 95 Закона о контрактной системе.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, обязанности по направлению Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком соблюдены.
Представителем Подрядчика были даны следующие пояснения.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, и потребовать возмещения убытков. Данное условие не может быть применено к рассматриваемой ситуации по следующим основаниям:
1. Подрядчик вовремя приступил к исполнению контракта, а именно осуществил закупку материалов:
- 08.09.22 был произведен авансовый платеж за СИП, окончательная оплата
- 19.09.22 был оплачен шкаф уличного освещения;
- 20.09.22 были оплачены кронштейны;
- 12.09.2022 было направлено Заказчику обращение о согласовании замены светильников;
- 21.09.22. закупка линейной арматуры;
- 22.09.22. закупка металла для заземления;
- 25.10.22 закуплены светильники;
К монтажу линии приступили 19.10.22.
2. Подрядчик вел работы надлежащим образом и стремился закончить работы в срок.
3. Причиной просрочки исполнения со стороны Подрядчика явилось также то, что Заказчик не согласовывал Подрядчику возможность установки эквивалентных светильников. Так, согласно Описанию Объекта закупки, утвержденному Заказчиком, в случае если в описании объекта закупки, в составе проектной документации присутствуют указания на товарные знаки, следует читать их в сопровождении словами "или эквивалент", также следует учесть п.6 Проектной документации, письма ФАС России от 26 сентября 2019 г. N АК/84149/19 "О рассмотрении обращения" в котором сказано, что если заказчик устанавливает товарный знак со словами "или эквивалент", то заказчику следует установить параметры эквивалентности, то есть характеристики товара, по которым товар может признаваться эквивалентным. В противном случае, допускается использовать любой товар, который соответствует требованиям проектной документации, государственных стандартов, отраслевого законодательства и иных документов
С целью добросовестного исполнения контракта Подрядчиком закуплены материалы для исполнения контракта, кроме светильников.
Сметой закупки предусмотрен монтаж светильника светодиодного GALAD Виктория LED-90-ШБ1/К50, но приложением 1 к Контракту "Описание объекта закупки" предусмотрена возможность использования эквивалент, также возможность использования эквивалента предусмотрена п.6 Проектной документацией.
Подрядчик, подавая заявку на участие в закупке, рассчитывал на использование светильника эквивалентного GALAD Виктория LED-90-ШБ1/К50.
Письмом N 120 от 12.09.2022 было направлено обращение о согласовании замены светильников.
На что получен ответ N 01/11-8382,8381 от 29.09.2022, в котором Заказчик отказал, аргументировав тем, что эквивалентный товар подразумевает товар с аналогичными характеристиками, но другого производителя.
Подрядчик, проведя работу по подбору аналогичного светильника с теми же характеристиками, что и у светильника, указанного в проекте направил повторно обращение о согласовании замены светильника N 142 от 17.10.2022 г., указав светильник Магистраль-90, производства г. Томск.
На второе обращение Подрядчика о согласовании светильников Заказчик направил отказ письмом N 01/11-9340 от 19.10.2022 сообщая о том, что светильники Galad производятся в России и поставляются несколькими подрядчиками.
21.10.2022 г. подрядчиком было направлено письмо N151, о том, что при изучении документации Подрядчиком были проанализированы документы закупки на возможность применения используемых материалов торговых марок, имеющих аналогичные и улучшенные характеристики, но имеющих другую торговую марку и принято решение использовать светильники другого производителя, т.к. это не противоречит п.6 Проектной документации и Описанию объекта закупки.
Предлагаемая модель светильников (светильник уличный Магистраль 90) производится на территории РФ, характеристики подтверждены протоколами испытаний и сертификатом соответствия. Использование данной модели не ставит под угрозу публичные интересы в иных сферах, в том числе обеспечение безопасности в градостроительной деятельности.
Ответ Заказчика N 01/11-9482 от 24.10.2022 на письмо N151 Подрядчика от 21.10.2022 г. поступил на адрес указанные в контракте (auction@siblight.com) 14.11.22, в котором Заказчик требовал установить светильники, которые указаны в проекте.
На момент поступления письма Подрядчиком светильники уже были закуплены, поставлены на объект и частично монтированы.
08.12.2022 года в ЕИС было размещено решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением Исполнителем своих обязательств.
В соответствии с ч.14 ст. 95 44-ФЗ Исполнителю предоставлено право в течение 10 дней с момента извещения о решении Заказчика исправить допущенные нарушения.
Исходя из смысла решения следует, что нарушением обязательств Подрядчика явилась не сдача им выполненных работ. В целях устранения данного нарушения в регламентированный срок, т.е. в течение 10 дней, а именно 18.12.2022 года Подрядчик уведомил Заказчика о выполненных работах, разместив Акты формы КС-2 и КС-З и исполнительную документацию в ЕИС.
Поскольку 18.12.2022 - это последний день срока действия Контракта в связи с его односторонним расторжением, именно в этот день Заказчик обязан был решить вопрос по приемке работ Подрядчика, или отменить свое решение в целях дальнейшего осуществления действий по исполнению контракта, таких как: приемки работ, предоставление Подрядчику права на исправление недочетов (п.4.12 Контракта: "В случае получения в соответствии с пунктом 4.10.1 либо пунктом 4.10.2 Контракта мотивированного отказа Заказчика от подписания Документов о приемке, указанных в пункте 4.8 Контракта, Подрядчик в течение 10 (Десяти) дней вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику скорректированные Документы о приемке в порядке, предусмотренном пунктом 4.8 Контракта") и решению иных вопросов, связанных с исполнением контракта, чего Заказчиком сделано не было и приемка им работ и их экспертиза осуществлялись уже за пределами срока действия Контракта.
Также было установлено, что подрядчиком были отправлены запросы N 170 от 23 ноября 2022 г., N 174 от 29 ноября 2022 г., N 175 от 30 ноября 2022 г., N 190 от 5 декабря 2022 г., N 196 от 09 декабря 2022 г., N 204 от 15 декабря 2022 г., N 199 от 14 декабря 2022 г., в адрес филиала ПАО МРСК "Россети Волга" - " Чувашэнерго" на получение наряда-допуска на производство работ.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Подрядчика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" города Чебоксары о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "Новолайт", находящемся по адресу: 630049, Обл. Новосибирская, г. Новосибирск, Пр-кт Красный, дом 163/2, помещение 1 (ИНН: 5402001839, ОГРН: 1155476005629), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 10 января 2023 г. N 021/10/104-1118/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023