Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в отсутствие представителей КГБУЗ "Амурская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края, ООО "Савир" (о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом);
рассмотрев жалобу ООО "Савир" и представленные материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Савир" на действия заказчика - КГБУЗ "Амурская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств (извещение N0322200030322000380).
По мнению Заявителя, заказчиком при осуществлении вышеуказанной закупки допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), по существу выражающиеся в неправомерных требованиях к описанию объекта закупки, ограничивающих конкуренцию, отсутствия обоснования применительно к характеристикам, отсутствующим в каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ).
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322200030322000380 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 17.12.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): запрос котировок в электронной форме.
Объект закупки: поставка дезинфицирующих средств.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 1 135 796,58 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок 17.12.2022 15:06 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок 23.12.2022 10:00 (МСК+7).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 27.12.2022.
КГБУЗ "Амурская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Заказчик) представлен мотивированный отзыв на жалобу, согласно которому Заказчик считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае объектом закупки выступает средство дезинфицирующее, при этом позиция (вид) N6 предусматривает цель обеззараживания поверхностей технологического оборудования, аппаратуры, инвентаря, тары, для мойки и дезинфекции яиц.
Согласно доводам жалобы, ООО "Савир" указывает на несоответствие описания объекта закупки требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (далее - Правила N32), Методических рекомендаций N 2.3.6.0233-21. 2.3.6, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 02.03.2021 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 1.1 Правил N32 настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В силу п. 1.1 Рекомендаций методические рекомендации разработаны в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с оказанием услуг общественного питания населению, а также при организации питания в организованных детских коллективах.
Пунктом 9.5 раздела "Рекомендации при изготовлении кондитерских изделий с кремом" Методических рекомендаций установлены особенности обработки яиц для целей изготовления кондитерских изделий с кремом, в частности, предусмотрено, что для обработки яиц предусматриваются помещения для хранения и распаковки яиц, проверки качества яиц на овоскопе, мойки и дезинфекции яиц, получения яичной массы.
Перед получением яичной массы яйцо обрабатывается в 3-секционной ванне с соблюдением следующего рекомендуемого порядка:
- в первой секции мытье в воде с температурой 40 - 45 °C и добавлением моющих средств;
- во второй секции замачивание в течение 5 минут в воде с температурой 40 - 45 °C и добавлением дезинфицирующих средств;
- в третьей секции ополаскивание проточной водой с температурой 40 - 45 °C до удаления остатков дезинфицирующего средства и последующим выкладыванием в чистую промаркированную посуду.
Замена растворов в моечных ваннах производится не реже двух раз в смену.
Для обработки яиц используются кальцинированная сода, хлорамин или моющие и дезинфицирующие средства, предназначенные для этих целей в соответствии с инструкциями по их применению.
Вместе с тем, Методические рекомендации, Правила N32 не содержат указаний на необходимость использования исключительно концентрата как формы дезинфицирующего средства. Указание на концентрацию раствора является указанием на особенности химического состава используемого раствора (долю определенного химического вещества по отношению к иным элементам).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает противоречия описания объекта закупки требованиям Методических рекомендаций, Правил N32, в связи с чем жалоба в указанной части является необоснованной.
В части доводов жалобы об установлении дополнительных характеристик применительно к КТРУ Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 5 Правил N 145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
При этом п. 6 Правил N 145 определено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил N145, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, без обоснования необходимости установления дополнительных требований к товару, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установление таких требований не допускается.
Из материалов дела следует, что объектом закупки является средство дезинфицирующее, что соответствует позиции КТРУ N 20.20.14.000-00000010, обязательность применения которой установлена с 13.12.2020. При этом указанная позиция содержит обязательную характеристику "форма выпуска" (значения гель, гранулы, жидкость, порошок, салфетка, таблетка) без указания иных характеристик.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями п. 6 Правил N145 заказчик вправе указать дополнительную информацию, непредусмотренную КТРУ в случае включения соответствующего обоснования в описании товара.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что заказчиком в описание объекта закупки (раздел III "Техническая часть" извещения о закупке) включены дополнительные характеристики, непредусмотренные КТРУ, при этом обоснования таких характеристик отсутствует, в связи с чем действия заказчика противоречат ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В указанной части жалоба признается обоснованной.
Вместе с тем, указывая на несоответствие действий заказчика по включению дополнительных характеристик в описание объекта закупки, ООО "Савир" указывает на противоречие действующему законодательству и ограничению конкуренции.
Однако как обоснованно указывает заказчик в отзыве на жалобу, указанные характеристики, в том числе требования к составу дезинфицирующего средства, обусловлены потребностью медицинского учреждения в обеспечении надлежащей дезинфекции поверхностей, что соотносится с особенностями деятельности конкретного заказчика, уставной целью которого является противодействие заболеваниям, в том числе инфекционного характера.
Как разъяснено в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика по включению дополнительных характеристик не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, жалоба в указанной части признается необоснованной.
Следовательно, жалоба подлежит признанию обоснованной в части доводов об отсутствии обоснования включения дополнительных характеристик в описание товара.
Учитывая, что допущенное нарушение заказчика не привело к последствиям в виде влияния на результаты определения поставщика по закупке N 0322200030322000380, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в соответствии с пп. "а" п. 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" на действия заказчика - КГБУЗ "Амурская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств (извещение N0322200030322000380) - обоснованной в части неприменения п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
1. Признать заказчика - КГБУЗ "Амурская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим требования ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела N7-1/350 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчик
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 декабря 2022 г. N 7-1/350
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023