Резолютивная часть объявлена 09.01.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.01.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Начальник отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
От Исполнителя - посредством видеоконференц-связи Точилов К.В. по доверенности Nб/н от 06.10.2022; Зимин Е.А. по доверенности Nб/н от 01.01.2023;
От Заказчика - посредством видеоконференц-связи Чикирдин А.А., Златов С.Н., Козырев О.С. по доверенности N86/20-н/86-2022-2-687 от 29.06.2022,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр адаптивного спорта" (вх. N 13547/22 от 28.12.2022) в отношении ООО "АРКС НОВА" (426030, г. Ижевск, ул. Кольцевая, 11 ИНН 1840011377 КПП 184001001 ОГРН 1121840006562, Директор/Учредитель Колпакова Наталья Олеговна ИНН: 7450111623579) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр)
установила:
В Управление 28.12.2022 г. поступило обращение от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр адаптивного спорта" (вх. N 13547/22 от 28.12.2022) в отношении ООО "АРКС НОВА" (426030, г. Ижевск, ул. Кольцевая, 11 ИНН 1840011377 КПП 184001001 ОГРН 1121840006562, Директор/Учредитель Колпакова Наталья Олеговна ИНН: 7450111623579) для включения сведений в Реестр.
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Номер контракта - 315/10.22;
Предмет контракта: оказание услуг по обучению сотрудников по оказанию первой помощи пострадавшим;
Контракт заключен: 07.10.2022;
Цена контракта: 2 928,00 руб.;
Срок действия Контракта:
Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2022 года (включительно). С 01 января 2023 года обязательства Сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
07.10.2022 между Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр адаптивного спорта" (далее - Заказчик) и ООО "АРКС НОВА" (далее - Исполнитель, Подрядчик, Общество) был заключен контракт N 315/10.22 предметом которого является оказание услуг по обучению сотрудников по оказанию первой помощи пострадавшим (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обучению сотрудников (далее - Обучающиеся) по оказанию первой помощи пострадавшим (далее - Услуги) по программе:
"Оказание первой помощи пострадавшим" (далее - Программа).
Форма обучения: очная.
Количество Обучающихся, подлежащих обучению по Программе:
"Оказание первой помощи пострадавшим" - 6 человек. Список Обучающихся содержится в приложении N 1 к Контракту.
Требования к характеристикам и объему (содержанию) оказываемых Услуг, а также иные условия оказания Услуг определяются Заказом на оказание услуг по обучению сотрудников по оказанию первой помощи пострадавшим (далее - Заказ), предусмотренному приложением N2 к Контракту (код предмета Контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 85.42.19.900 услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие).
Сроки оказания Услуг по Контракту:
1.4.1. Услуги по Контракту оказываются Исполнителем в порядке, предусмотренном Техническим заданием, в течение 14 календарных дней с даты подписания настоящего Контракта Сторонами.
Место оказания услуг: Российская Федерация, ХМАО - Югра, г. Нягань, по местонахождения Исполнителя.
После освоения Обучающимися Программы и успешного проведения проверки знаний требований по программе "Оказание первой помощи пострадавшим", выдается удостоверение о прохождении обучения в соответствии с п. 6 Заказа на оказание Услуг (Приложение N2 к Контракту).
Разделом 2 Контракта установлено следующее:
Цена Контракта устанавливается в российских рублях.
Цена Контракта в соответствии с расчетом стоимости Услуг по обучению, предусмотренному приложением N 2 к Контракту, составляет 2 928 (Две тысячи девятьсот двадцать восемь) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Источник финансирования Контракта - средства бюджетного учреждения.
Цена Контракта является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия Контракта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе цена Контракта по предложению Заказчика может быть увеличена или уменьшена не более чем на 10 процентов при увеличении или уменьшении объема предусмотренных Контрактом Услуг.
В цену Контракта входят все расходы, связанные с выполнением Исполнителем обязательств по Контракту, включая расходы на учебно-методические материалы, уплату налогов и другие обязательные платежи, которые Исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05,04.2013 N2 44-ФЗ сумма, подлежащая уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Оплата Услуг производится в форме безналичных расчетов.
Оплата Услуг, оказанных Исполнителем, осуществляется Заказчиком по факту оказания Услуг, (исходя из количества Обучающихся, прошедших обучение) в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных Услуг, и представления Исполнителем счета на оплату Услуг.
В случае, Если Исполнителем оказаны услуги по Контракту не в полном объеме, Заказчик имеет право произвести оплату по Контракту за минусом услуг неисполненных Исполнителем. Однако, это не освобождает Исполнителя от ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту.
В случае невозможности исполнения обязательств по Контракту, возникшей по вине Заказчика, оплате подлежат только фактически оказанные Исполнителем Услуги.
В случае отчисления Обучающихся по причинам, указанным в подпункте 3.2.3. пункта 3.2 Контракта, Услуги Исполнителя оплачиваются в объеме, равном фактически оказанным Услугам.
По согласованию Сторон в ходе исполнения Контракта допускается снижение цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом объема услуг, качества оказываемых услуг и иных условий Контракта.
Заказчик по согласованию с Исполнителем в ходе исполнения Контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный Контрактом объем услуг при изменении потребности в услугах, на оказание которых заключен Контракт. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному объему услуг исходя из установленной в Контракте цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объема услуг Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы услуги.
В случае уменьшения Заказчику ранее доведенных до как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по соглашению Сторон Контракта возможны изменения существенных условий. При этом Заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование новых условий Контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения Контракта и (или) объема оказываемых услуг, предусмотренного Контрактом. В случае если при сокращении лимитов бюджетных обязательств между Сторонами Контракта не достигнуто соглашение о снижении его цены без сокращения объемов оказываемых услуг и (или) об изменении сроков исполнения Контракта, Заказчик обеспечивает согласование существенных условий Контракта в части сокращения объемов оказываемых услуг.
Датой оплаты оказанных Услуг считается дата списания денежных средств со счета Заказчика.
Разделом 3 Контракта установлено взаимодействие сторон.
Пунктом 11.1 установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 13.10.2022 года.
Из обоснования решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"В соответствии с условиями Контракта Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обучению сотрудников Заказчика, при этом Контрактом предусмотрена очная форма обучения по адресу: Российская Федерация, ХМАО-Югра, г. Нягань.
В соответствии с п. 1.4.1. Контракта услуги оказываются в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с даты подписания Контракта, т.е. до 21.10.2022 г.
14.10.2022 г. в адрес Заказчика поступило письмо исх. N 283/10-22 от 10.10.2022 г., в котором Исполнитель просит рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению Сторон в связи с тем, что при заключении Контракта Исполнитель не учел все условия Контракта и пришел к выводу, что не сможет оказать услуги в срок согласно Контракту.
В ответ на данное письмо в адрес Исполнителя 19.10.2022 г. был направлен ответ N 19/03-Исх-4220, в котором сообщалось, что доводы Исполнителя, изложенные в письме, не являются основанием для расторжения Контракта по соглашению Сторон и предлагалось Исполнителю приступить к оказанию услуг в соответствии с условиями Контракта.
Официального ответа на вышеуказанное письмо в адрес Заказчика не поступало, к оказанию услуг Исполнитель не приступал.
26.10.2022 г. в адрес Исполнителя было направлено уведомление N 19/03-Исх-4293, в котором повторно предлагалось приступить к оказанию услуг в соответствии с условиями Контракта. Ответа на данное уведомление в адрес Заказчика также не поступало.".
Заказчиком представлены в материалы дела все вышеуказанные документы.
Подрядчиком, на заседание комиссии по рассмотрению сведений представил письменные пояснения, из которых следует (выдержка из текста):
"Настоящим сообщаю, что указанный заказчиком контракт N 315/10.22 датируемый 07 октября 2022 года между сторонами заключен не был. Установленные действующим законодательством РФ контракт сторонами подписан не был. 06 октября 2022 года ООО "АРКС НОВА" участвовало в закупочной сессии N5037620. Получив проект контракта после победы в закупочной сессии, ООО "АРКС НОВА" выразило согласие с договорными условиями и отправило в ответ подписанную директором скан-копию проекта контракта. Однако вместо того, чтобы оперативно обменяться электронно-цифровыми подписями на площадке под этим контрактом, тем самым закрепив договорные обязательства по закупке заказчик предложил заключить контракт в "БУМАЖНОМ ВИДЕ", что подразумевало обмен бумажными носителями и мокрыми синими печатями и подписями руководителей. Заключение контракта в бумажном виде означает его пересылку от заказчика к исполнителю для подписания на бумаге, что занимает время. Дату подписания в контракте же заказчик уже установил - 07.10.2022 года. Согласно условиям контракта, необходимо было выполнить обучение в течении 14 календарных дней - вплоть до 21.10.2022 года. Даже если бы заказчик его выслал сразу после согласования проекта в сканированном виде, в адрес исполнителя на бумажном носителе он был бы подписан не ранее 17.10.22 года, что существенно сдвигало и сокращало время на исполнение условий контракта.
Указав на такие неточности в договорных отношениях в телефонном разговоре с представителями заказчика, стало ясно что заказчик не собирается менять условия контракта на возможные для исполнения и не собирается подписывать контракт ЭЦП на площадке. В связи с чем ООО "АРКС НОВА" направило письмо заказчику от 10 октября 2022 года о невозможности его исполнения в указанные сроки.
Заявитель посчитал невозможность исполнения контрактных обязательств со стороны победителя закупки нарушением и принял решение об одностороннем расторжении контрактных обязательств, разместив его в системе ЕИС 10 ноября 2022 года. Считаю, что оформление контрактных обязательств и расторжение незаключенного контракта произведено с грубейшими нарушениями действующего законодательства РФ. В одном из ответных писем на претензии заказчика отправленных уже 19.10.2022 года было указано что, закупка всё ещё находится в стадии заключения контрактов, и плановая дата заключения была пропущена.
Согласно истории заказа скачанного с площадки на которой проводилась закупка и дополнительной информации на площадке договор был создан и размещен заказчиком только 26.10.2022 года.
На основании п.1. ст. 51, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее по тексту -"ФЗ"/Закон о контрактной системе) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исходя из изложенного контракт должен быть подписан в пределах десяти дней, т.е. до 17 октября 2022 года, поскольку протокол подведения итогов опубликован 06 октября 2022 года заказчиком. Однако, согласно размещенных поставщиком сведений, контракт подписан лишь 26 октября 2022 года, информация содержится на бумажном носителе, а значит, должно быть выражено волеизъявление сторон путем его подписания. Выложенный скан контракта содержит подписанный контракт со стороны исполнителя в черно-белом варианте и вызывает недоумение, поскольку контракт единолично исполнительным органом победителя закупки не подписывался. Само формирование всех осуществляемых процедур связанных с размещением и заключением договора 26 октября 2022 года указывает на недобросовестные и незаконные действия заявителя, которые создают правдоподобность законного заключения контракта и размещения его в электронном доступе.
Согласно решению поставщика о расторжении контрактных обязательств от 09 ноября 2022 года, опубликованного в ЕИС 10 ноября 2022 года. Заказчик не оповестил исполнителя вопреки нормам ч.12.2. ст. 95 Закона о контрактной системе. Данная норма устанавливает, что в случае принятия заказчиком решения о расторжении контракта настоящей в одностороннем порядке, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 ФЗ особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика(подрядчика, исполнителя), такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнении контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
- дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В связи с этим исполнитель контракта не был уведомлен заказчиком о принятом отказе надлежащим образом, в данном случае учреждение выполнило формальную и незаконную процедуру расторжения контракта. Данное обстоятельство заслуживает внимание и очередной раз указывает на нарушение заявителем законодательства. Кроме того, расторгнуть контрактные обязательства в виду отсутствия их оформления надлежащим образом не представляется возможным. На основании изложенного считаю, решение заявителя о расторжении контракта являются незаконными и необоснованным. Процедура заключения контракта не была осуществлена что не позволяет признать контракт заключенным, расторжение незаключенного контракта не допускается, а сама процедура расторжения контракта осуществлена в непредусмотренном действующим законодательством порядке.".
Комиссия Управления, изучив материалы дела, установила, что согласно открытой части площадки РТС-тендер договор должен был быть заключен на бумажном носителе.
При этом, контракт N 315/10.22 датируемый 07 октября 2022 года между сторонами заключен не был.
Заказчик также ссылается на письмо директора исх. N283/10-20 от 10.10.2022 г., однако данный факт не отменяет обстоятельство не заключённого контракта.
Вместе с тем, мера ответственности включения в РНП на 2 года не соразмерна с ценой контракта (2 928,00 руб.).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Решение Заказчика было направлено в адрес Поставщика посредством заказного письма с уведомлением (почтовый идентификатор N80082178541642).
Согласно представленным в материалах дела Заказчиком сведений об отслеживании почтового отправления, Решение не было вручено адресату, 15.12.2022 г. произведен возврат из-за истечения срока хранения.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 15.12.2022 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 27.12.2022 года.
С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об ООО "АРКС НОВА" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения со стороны ООО "АРКС НОВА" не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
решила:
Сведения, направленные от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центр адаптивного спорта" (вх. N 13547/22 от 28.12.2022) в отношении ООО "АРКС НОВА" (426030, г. Ижевск, ул. Кольцевая, 11 ИНН 1840011377 КПП 184001001 ОГРН 1121840006562, Директор/Учредитель Колпакова Наталья Олеговна ИНН: 7450111623579) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: Е.А. Андрейцева
Ю.А. Петухова
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 января 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023