Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой камеральной (выборочной) проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок _____..., члены Инспекции - начальник отдела контроля органов власти и рекламы _____..., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок _____..., с участием:
заявителя, общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Ливенского завода противопожарного машиностроения" (далее также - ООО "ТД ЛЗПМ", заявитель), обеспечил посредством видеоконференцсвязи директора _____..
., представителя по доверенности _____...,
заказчика, специализированное государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Лесная охрана" (далее также - СГБУ ЯО "Лесная Охрана", заказчик), обеспечил личное участие представителя по доверенности _____...,
уполномоченного органа, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, оператор), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности _____..,
оператор электронной площадки, АО "Сбербанк-АСТ", представителя не направил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ТД ЛЗПМ" на действия заказчика, специализированного государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Лесная охрана", уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку мотопомпы пожарной прицепной (извещение N 0171200001922004552) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 28.12.2022 N 283,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ТД ЛЗПМ" на действия заказчика, специализированного государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Лесная охрана", уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку мотопомпы пожарной прицепной (извещение N 0171200001922004552).
Заявитель считает, что заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки установили требования к показателям товара, не предусмотренные требованиями ГОСТ, данные показатели в совокупности приводят к описанию объекта закупки под одного производителя, что влечёт за собой ограничение конкуренции.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами заявителя не согласились.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 15.12.2022 размещено извещение о проведении закупки N 0171200001922004552 на право заключения контракта на поставку мотопомпы пожарной прицепной.
Начальная (максимальная) цена контракта 1 155 162,55 рубля.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений ст.33 ФЗ N44-ФЗ следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка мотопомпы пожарной прицепной.
Для вида изделия, подлежащего к поставке, мотопомпа пожарная прицепная. установлен ГОСТ Р 53332-2019. Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний (далее - ГОСТ Р 53332-2019).
Согласно описанию объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, заказчик и уполномоченный орган установили ряд показателей товара, в числе которых:
Наименование товара/ ОКПД 2 |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара* |
|
Показатель, единица измерения |
Значение показателя |
|
Мотопомпа прицепная пожарная
ОКПД 2 28.13.14.110 | ||
центробежный, двухступенчатый или многоступенчатый насос*** |
наличие |
|
Габаритные размеры мотопомпы: длина х ширина х высота, мм** |
не более 1300 х не более 780 х не более 930 |
|
Масса (сухая), кг |
не более 215 |
|
Запуск двигателя от электростартера |
наличие |
|
Грузовая платформа: | ||
Грузоподъемность,кг |
не менее 1200 |
|
Отсек для ПТВ, шт. |
не менее 2 |
|
Дорожный просвет, мм |
не менее 440 |
|
розетка для подключения световой сигнализации |
наличие |
|
Оснащение приборами световой сигнализации |
наличие |
|
Разрешенная максимальная скорость движения, км/ч |
не менее 30 |
|
Габаритные размеры грузовой платформы: длина х ширина х высота, мм** |
не менее 3180 х не менее 1895 х не менее 896 |
|
Сцепное устройство |
петля и предохранительный трос (цепь) |
|
Диаметр сцепного устройства, мм |
не менее 70 |
|
Подвеска транспортировочного устройства |
независимая, рычажная, с трубчатым торсионом и резиновыми амортизаторами |
Как было установлено на заседании Инспекции, данные показатели мотопомпы прицепной пожарной не установлены в ГОСТ Р 53332-2019, в связи с чем, заявитель полагает, что заказчик и уполномоченный орган должны были обосновать необходимость использования таких показателей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из положений статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе не запрещает устанавливать показатели к товару, не предусмотренные ГОСТ. Кроме того, на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при установлении показателей к товару, не предусмотренных ГОСТ, в извещении не требуется устанавливать обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Инспекции было также установлено, что установленные заказчиком и уполномоченным органом в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона показатели товара "Мотопомпа прицепная пожарная" в совокупности соответствуют Мотопомпам пожарным "Гейзер" производителя ООО "Каланча".
Кроме того, согласно поданной на участие в аукционе заявке (идентификационный номер 182) установленные заказчиком и уполномоченным органом в описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона показатели товара "Мотопомпа прицепная пожарная" в совокупности соответствуют также Мотопомпе пожарной прицепной ПМК МП-40/100 производителя ООО "Завод "ПМК-Прогресс".
В связи с изложенным Инспекции Ярославского УФАС приходит к выводу, что заказчик и уполномоченный орган, сформировали описание объекта закупки таким образом, что его требованиям соответствует пожарная мотопомпа прицепная как минимум двух производителей.
Таким образом, Инспекция при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
по итогам проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в действиях заказчика, специализированного государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Лесная охрана" (ИНН 7604130358, ОГРН 1087604005741), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411) аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку мотопомпы пожарной прицепной (извещение N 0171200001922004552), нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции _____..
Члены Инспекции: _____..
_____..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 января 2023 г. N 329П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023