На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 29.12.2022 N 220/22, на основании обращения заказчика Администрация Трубчевского Муниципального района (вх. 3854/22 от 29.12.2022 года), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__"
Членов Инспекции: "__."
в присутствии:
"___.." - представителя ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие", действующей на основании выписки из ЕГРЮЛ;
"___." -слушателя;
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика Администрация Трубчевского Муниципального района.
в результате рассмотрения обращения заказчика Администрация Трубчевского Муниципального района (вх. 3854/22 от 29.12.2022 года) о рассмотрении вопроса о включении/невключении сведений в отношении ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" (ИНН "___.", адрес: "___.." в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных превозок с регулируемыми тарифами на территории города Трубчевска за N0127300011722000097, установила следующее:
1) 09.12.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на муниципальных маршрутах регулярных превозок с регулируемыми тарифами на территории города Трубчевска за N0127300011722000097.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 500 000,00 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0127300011722000097 была подана 1 (одна) заявка.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 от 20.12.2022 победителем был признана участник закупки с идентификационным номером N59 ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие".
5) 22.12.2022 18:08 (МСК) заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие".
6) 23.12.2022 15:20 (МСК) ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" сформирован, подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещен на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
7) 23.12.2022 17:23 (МСК) заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района сформирован с использованием единой информационной системы и размещён в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
8) Регламентированный срок подписания ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" проекта контракта с учетом протокола разногласий от 23.12.2022 определен не позднее 23 часов 59 мин. 26.12.2022.
9) 27.12.2022 00:03 (МСК) года от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 27.12.2022.
10) 28.12.2022 18:26 (МСК) Заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района составлен и размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1 от 28.12.2022.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика Заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района (вх. N 25-ЭП/23 от 09.01.2023 г.), ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" ( вх. 121/23 от 11.01.2023 г.)
Изучив представленные документы, заслушав представителя ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие", Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика Администрация Трубчевского Муниципального района при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных превозок с регулируемыми тарифами на территории города Трубчевска за N0127300011722000097, соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района 22.12.2022 размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие".
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) или формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
С учётом протокола разногласий от 23.12.2022 регламентированный срок подписания ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" контракта был определен как: не позднее 23:59 26.12.2022 .
Однако, в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" не подписал проект контракта и не предоставил обеспечение исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчик, следуя требованиям Закона о контрактной системе, 28.12.2022 сформировал протокол уклонения участника закупки от заключения контракта протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта признания участника уклонившимся от заключения контракта NППУ20_1 от 28.12.2022 и направил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика Заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района по признанию ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Так, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что сведения в отношении ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. По существу, внесение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участников закупки (в том числе за уклонение от подписания контракта), что предполагает необходимость учета степени его вины.
В обоснование причин, препятствующих своевременному подписанию контракта, представителем ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие", приведен довод о невозможности в установленный законом срок направить контракт, подписанный электронной цифровой подписью, в связи c нахождением должностного лица ответственного за подписание контракта на больничном, в качестве доказательства предоставлены электронные больничные листы за N910149186781 от 18.11.2022, на период нетрудоспособности с 18.11.2022 по 15.12.2022, за N910155071350 от 16.12.2022, на период нетрудоспособности с 16.12.2022 по 09.01.2023. Кроме того, представитель ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" пояснил, что направить контракт, подписанный электронной цифровой подписью в отсутствие ответственного лица ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" не имелось возможности, поскольку для подписания контракт необходимо пройти авторизацию на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" при помощи портала Государственных услуг, на котором содержались персональные данные должностного лица, ответственного за подписания контракта, а именно генерального директора ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" которой находился на больничном.
Для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен представить не только доказательства неподписания участником закупки контракта в установленный срок, но и доказательства такого уклонения лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение победителя электронного аукциона на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных превозок с регулируемыми тарифами на территории города Трубчевска за N0127300011722000097 ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие. Указанные обстоятельства исключают признание ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" недобросовестным поставщиком.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2.1 Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Однако заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района в п. 7.1 проекта муниципального контракта вместо независимой гарантии указана банковская гарантия: "В качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по Контракту, Подрядчиком предоставлено Заказчику обеспечение исполнения обязательств в виде безотзывной банковской гарантии, или перечисление денежных средств на счет Заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции с поступающими ему средствами по реквизитам"
Согласно п. 7.2 проекта муниципального контракта исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Законе о контрактной системе способ обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии заменен на способ обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, установившего требование к банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта вместо независимой гарантии, не соответствуют части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
2.2 Заказчиком Администрация Трубчевского Муниципального района области нарушены положения п.17 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона),
поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее- Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения исполнения контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
Частью 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Так, Независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы, по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) утверждена форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также установлены дополнительные требования к независимой гарантии.
Вместе с тем, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Сведения в отношении ООО "Трубчевское Транспортное Предприятие" (ИНН "__..", адрес: "__..") в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика Администрация Трубчевского Муниципального района нарушение требований п. 17 ч.1 ст. 42, ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать ввиду того, что положения извещения об осуществлении закупки могут быть обжалованы до окончания срока подачи заявок, выявленное нарушение не повлияло на итоги закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2023, текст решения изготовлен 12.01.2023.
Руководитель инспекции "__.."
Члены инспекции "___.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 11 января 2023 г. N РНП 32-745
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023