Резолютивная часть решения объявлена 12.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.12.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: @@;
члены Комиссии: @@;
в отсутствие представителей Администрации Зиминского районного муниципального образования (далее - Заказчик); ООО "Новые системы проектирования" (далее - участник закупки, исполнитель, общество);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "Новые системы проектирования" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта "Разработка (привязка) проектной документации, выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объекта Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Кимильтей Зиминского района", извещение N 0134300044419000045, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 2 июля 2021 года, действовавшей на момент заключения контракта (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении исполнителя, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта "Разработка (привязка) проектной документации, выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объекта Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Кимильтей Зиминского района", извещение N 0134300044419000045.
Участником закупки представлены пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила следующее.
Контракт между Заказчиком и Обществом заключен 08 ноября 2019 года.
Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке (привязке) проектной и рабочей документации, выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Кимильтей Зиминского района" (далее - Работы) в объеме, установленном Заданием на проектирование на разработку (привязку) проектной и рабочей документации, выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Кимильтей Зиминского района" (Приложение 1 к Контракту) (далее - Задание на проектирование), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствие с пунктом 3.1 контракта Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с даты заключения муниципального контракта по 16 декабря 2020 года.
Однако, по состоянию на 16 декабря 2022 года. обязательства по контракту исполнителем в полном объеме не исполнены.
В связи с чем Заказчиком принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем Комиссией установлено, что участником закупки неоднократно предпринимались попытки исполнить взятые на себя обязательства по контракту.
Так были рассчитаны предварительные нагрузки на электрооборудование и электроосвещение, водоотведение и водоснабжение (исх от 06.07.2020), нагрузки на отопление и вентиляцию (исх. от 06.07.2020), информация о модульной котельной ( исх. от 10.08.2020), истребована информация о зонах подтопления и затопления (исх. От 08.07.2020), согласован генплан застройки земельного участка ( исх. от 04.08.2020), а также выполнены иные работы.
Участником закупки пояснено, что что нарушение срока выполнения работ по Контракту вызвано в том числе, тем, что заданием на проектирование к Контракту не было предусмотрено выполнение экологических изысканий, а также инженерно- гидрометеорологических изысканий, необходимость проведения которых была установлена при производстве работ по Контракту. Отсутствие отчета по экологическим изысканиям - основание для получения отказа в проведении экспертизы в ГАУИО "Ирэкспертиза" на этапе проверки специалистами ГАУИО "Ирэкспертиза" комплектности проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Постановления N 1078 поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссией исследован вопрос о добросовестности ООО "Новые системы проектирования", в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому ООО "Новые системы проектирования" исполнено значительное количество контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности ООО "Новые системы проектирования", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Новые системы проектирования" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Новые системы проектирования", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 21.03.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1 . Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Новые системы проектирования" (ИНН: 3810052299, 664053, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, РОЗЫ ЛЮКСЕМБУРГ УЛИЦА, ДОМ 309А, КВАРТИРА 10, учредителе ООО "Новые системы проектирования" КРЕНДЕЛЕВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ ИНН: 380602999357 , лица исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "Новые системы проектирования" КРЕНДЕЛЕВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ ИНН: 380602999357, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить Заказчику, участнику закупки.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 января 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023