рассмотрев жалобу ООО "ДарПтица" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Краевая больница N4" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (рыба свежемороженая)" (извещение N 0318300272522000522) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика при рассмотрении заявок.
Заказчиком представлены письменные пояснения в которых с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.12.2022 г. Заказчиком - ГБУЗ "Краевая больница N4" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (рыба свежемороженая)" (извещение N 0318300272522000522).
Начальная (максимальная) цена контракта - 501 937,50 руб.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с п. 1-8) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу N 0318300272522000522 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.12.2022 г. на участие подано 4 заявки. Заявка N2 (ООО "ДарПтица") отклонена в соответствии с п. 1) ч. 12 ст. 48 Закона о контарткной ситеме - Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2) и п. 3) ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. В позициях 1,2,3,4 заявки участник указывает значение товара по весу тушки (кг) и фасовке (кг) с сопровождающими словами "не менее" и "не более", а должен указывать конкретное значение показателя.
По результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с ч. 5 ст. 49 Федерального закона N 44-ФЗ комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и присвоены следующие номера:
Порядковый номер, присвоенный заявке |
Идентификационный номер заявки |
Предложение о сумме цен единиц товара, работы, услуги (руб.) |
Снижение, % |
1 |
N1 |
1 026,23 |
10,51% |
2 |
N3 |
1 146,77 |
0% |
3 |
N4 |
1 146,77 |
0% |
В соответствии с п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 1), п. 2), п. 3), п. 4) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование НСЦЕ.xls", "Проект контракта.docx", "Описание объекта закупки.xls", "Заявка на участие в аукционе, инструкция.docx".
ООО "ДарПтица" в жалобе указывает на неправомерное отклонение заявки.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен из пояснений следует, что файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования, установленные к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2 |
Страна происхождения товара |
Требования, установленные к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Треска без головы свежемороженая |
10.20.13.122 |
|
_. |
|
вес тушки, кг. |
не менее 1 |
||||
_.. | |||||
2 |
Скумбрия с головой свежемороженая |
10.20.13.122 |
|
_. |
|
Масса одной тушки, кг. |
не менее 0,6 |
||||
_ | |||||
3 |
Минтай свежемороженый без головы |
10.20.13.122 |
|
_.. |
|
Масса одной тушки, кг. |
не менее 0,6 |
||||
_. | |||||
4 |
Горбуша без головы свежемороженая |
10.20.13.122 |
|
_ |
|
Масса одной тушки, кг. |
не менее 1,0 |
||||
_. |
Файл "Заявка на участие в аукционе, инструкция.docx" содержит п. 9 "Инструкция по заполнению заявки", где Заказчиком установлено, если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее" или аналогичными по смыслу ("не хуже", "не ниже и т.д.), участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Пример:
Показатель (взяты показатели, характеризующие различные товары) |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Частота, МГц |
не менее 416 |
416 |
500 |
400 |
Память, Мб |
не менее 128 |
128 |
256 |
125 |
Уровень шума, Дб |
менее 15 |
14 |
10 |
15 |
Толщина, мм |
более 2 |
3 |
5 |
2 |
Диагональ, дюйм |
не менее 17 |
17 |
19 |
15 |
Минимальная продолжительность сканирования, сек. |
не более 0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
Максимальный угол обзора монитора, град. |
не менее 170 |
170 |
180 |
160 |
Мощность по холоду, кВт |
не менее 2,5 не более 3,5 |
2,5 |
2,7 |
2,3 |
В заявке ООО "ДарПтица" по позициям 1,2,3,4 представлен товар с указанием значения по весу тушки (кг) и фасовке (кг) с сопровождающими словами "не менее" и "не более", что противоречит требованиям инструкции с соответствии с которой участнику необходимо указать конкретное значение показателя.
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
|
1 |
Треска без головы свежемороженая |
_. |
||
вес тушки, кг. |
не менее 1 |
|||
_.. | ||||
2 |
Скумбрия с головой свежемороженая |
_. |
||
Масса одной тушки, кг. |
не менее 0,6 |
|||
_ | ||||
3 |
Минтай свежемороженый без головы |
_.. |
||
Масса одной тушки, кг. |
не менее 0,6 |
|||
_. | ||||
4 |
Горбуша без головы свежемороженая |
_ |
||
Масса одной тушки, кг. |
не менее 1,0 |
|||
_. |
Таким образом, отклонение заявки ООО "ДарПтица" по основаниям, указанным в протоколе N 0318300272522000522 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.12.2022 г., не противоречит положениям извещения.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС России установлены нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" (далее - Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16) в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям (абз. 5 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).
ГОСТ 1368-2003 "Рыба. Длина и масса" распространяется на рыбу всех биологических видов и устанавливает требования к их подразделению по длине или массе.
В соответствии с пп.5.1 пункта 5 "Подразделение рыбы по длине" ГОСТ 1368-2003 "Рыба. Длина и масса" живую, сырец, охлажденную и мороженную рыбу следующих наименований по длине подразделяют в соответствии с требованиями, указанными в Таблице 1.
Наименование рыбы, вид разделки |
Длина, см |
||
Крупная |
Средняя |
Мелкая |
|
Скумбрия черноморская неразделанная, потрошённая |
Более 1,7 |
- |
1,7 и менее |
В соответствии с пп.5.2 пункта 5 "Подразделение рыбы по длине" ГОСТ 1368-2003 "Рыба. Длина и масса" допускается живую, сырец, охлажденную и мороженную рыбу следующих наименований подразделять по длине в соответствии с с требованиями, указанными в Таблице 2.
Наименование рыбы, вид разделки |
Длина, см |
Минтай обезглавленный |
От 15 до 25 25 и более |
В соответствии с пп.6.1 пункта 6 "Подразделение рыбы по массе" ГОСТ 1368-2003 "Рыба. Длина и масса" живую, сырец, охлажденную рыбу следующих наименований по массе подразделяют в соответствии с требованиями, указанными в Таблице 3.
Наименование рыбы, вид разделки |
Масса, кг |
||
Крупная |
Средняя |
Мелкая |
|
Треска: неразделанная (кроме мороженой) потрошёная потрошёная обезглавленная |
Более 1,7 Более 1,4 Более 1,0 |
- - - |
1,7 и менее 1,4 и менее 1,0 и менее |
В соответствии с пп.6.2 пункта 6 "Подразделение рыбы по массе" ГОСТ 1368-2003 "Рыба. Длина и масса" допускается живую, сырец, охлажденную и мороженную рыбу следующих наименований подразделять по массе в соответствии с требованиями, указанными в Таблице 4.
Наименование рыбы, вид разделки |
Масса, кг |
Скумбрия атлантическая неразделанная |
Менее 0,4 От 0,4 до 0,6 включ. Более 0,6 |
Скумбрия атлантическая обезглавленная |
Менее 0,3 0,3 и более |
Треска потрошеная обезглавленная |
От 0,3 до 0,5 включ. Св. 0,5 до 1,0 включ. Св. 1,0 до 2,0 включ. Св. 2,0 до 3,0 включ. Более 3,0 |
В соответствии с пп.7.1 пункта 7 "Минимальная длина рыбы" ГОСТ 1368-2003 "Рыба. Длина и масса" минимальная длина живой, сырца, охлажденной и мороженой рыбы следующих наименований должна соответствовать значениям, указанным в Таблице 6.
Наименование рыбы |
Длина, см, не менее |
|
Неразделанная, потрошеная |
Обезглавленная, потрошеная обезглавленная |
|
Скумбрия атлантическая |
20 |
17 |
Скумбрия дальневосточная |
20 |
17 |
Скумбрия курильская |
20 |
17 |
Минтай |
* |
15 |
* Минимальная длина установлена Правилами рыболовства или Международными конвенциями.
В соответствии с пп.8.1 пункта 8 "Рыба, не подразделяющаяся по длине или массе" ГОСТ 1368-2003 "Рыба. Длина и масса" горбуша.
Согласно п. 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Обеспечить поставку рыбы с одинаковым весом тушки невозможно в силу биологической специфики закупаемого товара. Фасовка не является функциональной, технической, качественной характеристикой товара.
Таким образом, Заказчиком требования "Описания объекта закупки" установлены с нарушением ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДарПтица" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Краевая больница N4" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Краевая больница N4" МЗ КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 декабря 2022 г. N 023/06/99-6379/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023