рассмотрев жалобу ООО "Савир" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "НИИ-ККБ N1 им. С.В. Очаповского" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0818500000822009302) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен, из пояснений следует, что "Описание объекта закупки" установлено с учетом потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.12.2022 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0818500000822009302). Заказчик - ГБУЗ "НИИ-ККБ N1 им. С.В. Очаповского" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 150 653,00 руб.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Из содержания пункта 6 Правил следует, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения в которых указано, что в письме Федерального медико-биологического агентства от 10.01.2018 N 52/09 "Об итогах экспертизы средств химической дезинфекции и стерилизации ФМБА России" указано, что при организации дезинфекции в медицинских организациях возникает вопрос о выборе эффективных средств, их адекватной ротации, коррекции дезинфекционного режима. На основании российского и зарубежного опыта Национальной ассоциацией специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (НАСКИ - http://nasci.ru), совместно с Министерством здравоохранения РФ и ФМБА России были разработаны Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях (2015 г.). В данном документе сформулированы обоснование применения и выбор химических средств дезинфекции и стерилизации, основные принципы выбора препаратов, минимальные концентрации действующего вещества, расчеты концентрации в рабочих растворах средств и т.д.
В соответствии с пунктом 6.1 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19" (далее - МР 3.1.0170-20), одним из важнейших мероприятий по снижению рисков распространения COVID-19 является дезинфекция.
В пункте 6.4 МР 3.1.0170-20 указано, что заключительную дезинфекцию проводят после выздоровления или убытия больного. Для обработки чаще используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений.
Законодательство не устанавливает требования к форме или содержанию обоснования необходимости использования в описании объекта закупки дополнительной информации, по отношению к описанию, содержащемуся в каталоге товаров, работ, услуг.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает Заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, работы, услуги, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
В составе раздела 2 "Описание объекта закупки" имеется обоснование дополнительной информации, что позволяет участникам определить потребность Заказчика в установленных характеристиках.
Файл "Описание объекта закупки.xls" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
Также Заказчиком в Разделе 2 размещено "Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд)".
Для достижения поставленных целей и в рамках возложенных на лечебное учреждение обязанностей, Заказчик установил в "Описании объекта закупки" технические, функциональные и качественные характеристики товара, которые наилучшим образом удовлетворят его потребности.
По позиции 1 заказчиком применен КТРУ 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее".
По данному коду каталог товаров, работ услуг содержит следующую информацию.
По позициям 2, 3 Заказчиком применен КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее".
По данному коду каталог товаров, работ услуг содержит следующую информацию.
По позициям 4, 5 Заказчиком применен КТРУ 20.20.14.000-00000009 "Средство дезинфицирующее".
Таким образом, указанные выше КТРУ содержат одну единственную характеристику:
в позиции КТРУ 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее" указана характеристика, являющаяся обязательной для применения - форма выпуска: салфетка;
в позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" указана характеристика, являющаяся обязательной для применения - форма выпуска: жидкость;
в позиции КТРУ 20.20.14.000-00000009 "Средство дезинфицирующее" указана характеристика, являющаяся обязательной для применения - форма выпуска: таблетки.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых указано, что ввиду отсутствия в данном каталоге, необходимых Заказчику характеристик товара, работы, услуги, принимая во внимание требование, предусмотренное положениями пункта 6 Правил, о необходимости размещения обоснования, в "Описание объекта закупки" извещения аукциона в электронной форме, Заказчик разместил в составе извещения надлежащую информацию.
При формировании "Описания объекта закупки" Заказчик исходил из потребностей медицинской организации и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств. Заказчик указал характеристики, согласно которым поставщик должен поставить товар, наличие которого будет способствовать оказанию своевременной и безопасной медицинской помощи Заказчиком.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" по поз. 1, 2, 3 составлено с нарушениями Закона о контрактной системе:
По позиции N1 "Средство дезинфицирующее" Заказчиком установлено:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ* |
Товарный знак |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
1 |
Средство дезинфицрующее |
20.20.14.000/ 20.20.14.000-00000007 |
|
упаковка |
6220 |
Форма выпуска |
Салфетка |
Действующее вещество пропиточного раствора: перекись водорода, % |
не менее 1,5 не более 3 |
Соответствуют дезинфицирующие салфетки INCIDIN OXYWIPE S 6X100 PC, производителя "Эколаб", Россия, которые по всему техническому заданию не имеет аналогов.
Заказчиком представлены письменные пояснения, из пояснений следует, что довод Заявителя не соответствует действительности. Заказчиком установлено, что на открытом рынке России представлено не только указанное ООО "САВИР" дезинфицирующее средство (салфетки INCIDIN OXYWIPE S 6X100 PC, производитель "Эколаб", Россия), но и имеется в продаже дезинфицирующее средство "Салфетки спороцидные НИКА", производитель ООО "НПФ Геникс", Россия.
По позиции N2 "Средство дезинфицирующее" Заказчиком установлено:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ* |
Товарный знак |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
1 |
Средство дезинфицрующее |
20.20.14.000/ 20.20.14.000-00000005 |
|
Литр;^кубический дециметр |
10000 |
Форма выпуска |
Жидкость |
Действующее вещество: Дидецилдиметиламмония хлорид, % |
не более 3 |
При этом, средство не содержит в своем составе активного хлора, перекисных соединений, алкилдиметилбензиламмоний хлорид, алкилдиметилэтилбензиламмоний хлорид, альдегидов, спиртов, аминов, гуанидинов. Действующие вещества Дидецилдиметиламмония хлорид, алкилдиметилбензиламмоний хлорид, алкилдиметилэтилбензиламмоний хлорид по типу направленности и воздействия на микроорганизсы относятся к химической группе "ЧАС". Заказчик конкретизировал действующее вещество химической группы "ЧАС".
Заказчиком представлены письменные пояснения в которых с доводом жалобы не согласен, из пояснений следует, что указание конкретного действующего вещества не является нарушением. Согласно Приложению N1 - Перечень ДВ, входящих в состав средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, зарегистрированных в РФ к Федеральным клиническим рекомендациям по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, согласованных Профильной комиссией Минздрава России по эпидемиологии 20.11.2014 г., имеется множество ЧАС, среди которых: алкилдиметилбензиламмоний хлорид, дидецилдиметиламмоний хлорид и несколько десятков иных.
Также, Заказчик указывает, что дидецилдиметиламмоний хлорид, далее по тексту "ДДАХ", (CAS N 7173-51-5) - ЧАС 3-го поколения, который внесен в Реестр биоцидной продукции по Регламенту N (EU) 528/2012. Обладает более высокой стабильностью в жесткой воде, а также не теряет активности: при наличии на поверхности органических загрязнений и остаточных количеств анионных ПАВ.
На практике это означает: средство сохраняет эффективность в присутствии сильных органических загрязнений, таких как кровь и белок, имеет хорошие поверхностно-активные и смачивающие свойства и, если предварительная очистка поверхности проведена не очень тщательно, эффективность дезинфектанта не снижается. Активный агент ДДАХ проявляет наивысшую биоцидную эффективность из всех четвертичных соединений. ДДАХ имеет более широкий спектр микробиологической активности по отношению к грамположительным и грамотрццательным бактериям, дрожжам и грибам, специфической микрофлоре медицинских организаций, что позволяет расширить область применения препарата.
Не все действующие вещества из химической группы ЧАС идентичны по своим свойствам. Производители составляют разные химические составы из композитов действующих веществ, придавая им определенные свойства с учетом широкой антимикробной активности.
Алкилдиметилбензиламмония хлорид при частом и профессиональном использовании может вызывать сильнейшее раздражение кожи и глаз человека, что послужило причиной указать на его отсутствие в позиции N2.
По позиции N3 "Средство дезинфицирующее" Заказчиком установлено:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ* |
Товарный знак |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
1 |
Средство дезинфицрующее |
20.20.14.000/ 20.20.14.000-00000005 |
|
Литр;^кубический дециметр |
88000 |
Форма выпуска |
жидкость |
В качестве действующих веществ содержит: | |||||||
перекись водорода,% |
не менее 5 не более 20 |
||||||
дидецилдиметиламмония хлорид, % |
не менее 5 не более 10 |
Не содержит в своем составе альдегидов, аминов, гуанидиновых соединений, фосфорной кислоты, алкилдиметилэтилбензиламмоний хлорида, алкилдиметилбензиламмония хлорид. рН средства, не более 5,5.
Описанию объекта закупки соответствуют дезинфицирующее средство "НИКАПЕРОКСАМ" (ООО "НПФ "Геникс", Россия), которое по всему техническому заданию (по процентному содержанию действующих веществ и их отсутствию, сроку годности рабочих растворов, антимикробной активностьи, области и режимам применения, времени экспозиции) не имеет аналогов.
Заказчиком представлены письменные пояснения в которых указано, что довод жалобы не обоснован в связи с тем, что в свободном обращении имеется дезинфицирующее средство "Лактасепт", производитель ООО "РУСХИМ", Россия.
Согласно инструкции по применений дезинфицирующего средства "Лактасепт" N15/11 от 27.12.2011 г., данное средство полностью соответствует требованиям закупки N0818500000822009302.
Кроме того, необходимость указания дополнительных характеристик обусловлена болыпим, нежели в 2017-22019г. количеством санитарно-эпидемиологических требований, повышенными требованиями к дезинфекции в период распространения вируса СОVID-19 и эпидемий ОРВИ и гриппа, в частности: СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней";
СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";
временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)". Версия 13.1 (17.11.2021)", утв. Минздравом России;
рекомендации по проведению профилактических мероприятий в целях предотвращения распространения СОVID-19 при восстановлении профильной деятельности медицинских организаций, перечисленные в Письме Роспотребнадзора от 25.05.2020 г. N02/10499-2020-32; и т.д.
Критерии и показатели эффективности дезинфицирующих средств также устанавливаются различными нормами и стандартами, например:
ГОСТ Р 56990-2016. Национальный Стандарт Российской Федерации. Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности;
ГОСТ Р 59072-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства дезинфицирующие. Суспензионный метод определения антимикробной активности;
ГОСТ Р 58151.4-2018. Национальный Стандарт Российской Федерации. Средства дезинфицирующие. Методы определения показателей эффективности; и т.д.
Состав дезинфицирующего средства определяет основанное его свойство - дезинфицирующее действие.
Согласно СанПнН 3.3686-21, выбор дезинфицирующего средства и способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечивать должное достижение дезинфекции. Федеральные клинические рекомендации дополняют СанП, раскрывая антимикробную активность при применении химических веществ. Обосновывая применение и выбор химических средств для дезинфекции, позволяя выбрать наиболее эффективные дезинфицирующие средства.
В силу пункта 93 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", требования к порядку проведения дезинфекции с целью профилактики отдельных инфекционных болезней устанавливаются в соответствии с требованиями Санитарных правил по профилактике соответствующего инфекционного заболевания.
Таким образом, потребности Заказчика в указанных характеристиках дезинфицирующих средств обусловлены необходимостью обеспечения безопасности здоровья граждан в медицинских организациях, правилами профилактики инфекционных заболеваний.
Требования в части указания качественных и функциональных технических характеристик закупаемого товара (состава действующих веществ), обусловлены тем, что они необходимы для обеспечения защиты, безопасности и антисептического состояния помещений и медицинского оборудования; дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Приобретаемые средства также должны быть эффективны в отношении микрофлоры в отношении микрофлоры в лечебном учреждении заказчика и безопасности для персонала и пациентов заказчика (в том числе несовершеннолетних).
При организации медицинской деятельности в учреждении на заказчика возложена обязанность оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению при массовых вмешательствах с соблюдением правил асептики и антисептики.
Для исполнения требований инструкций Роспотребнадзора (в том числе, от 23.01.2020 г. N02/770-2020-32), заказчик обязан указать в составе аукционной документации: конкретные группы действующих веществ, требования к количественному составу действующих веществ, относящихся к данным химическим группам, а также режимы применения, определяющие нормы расхода.
Также из пояснений, представленных Заказчиком следует, что выбор дезинфицирующих средств, должен основываться на инфекционной безопасности персонала и пациентов. Дезинфицирующее средство должно обладать щадящим воздействием при обработке медицинского оборудования, помещений, сохранять антимикробную активность в присутствии органических загрязнений, иметь стабильность при хранении рабочих растворов, не фиксировать органические загрязнения, не вызывать аллергические состояния как среди пациентов медицинского учреждения, так и среди персонала.
Заказчики обязаны выбор дезинфицирующих средств определять с учетом необходимости их ротации: одной химической группы на средства другой группы (например, альдегиды на третичные амины или на хлорактивные, или кислородосодержащие соединения) в случае обнаружения устойчивости микроорганизмов к применяемым дезинфицирующим средствам.
Из пояснений Заказчика следует, что указанные требования к характеристикам объекта закупки Заказчик установил руководствуясь своей потребностью с учетом специфики деятельности, а также необходимостью обеспечить результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом, Заказчик детализировал объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Техническое задание составлено согласно требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. В "Описании объекта закупки" указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки", не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение 0818500000822009302).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 января 2023 г. N 11/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023