Резолютивная часть решения оглашена "09" января 2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме "11" января 2023 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<...> - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...> - |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- <...>, <...> - представителей МБНОУ "Лицей N 11", по доверенности;
- <...> - представителя ООО "Бизнес-плюс", по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/33-1668/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиками - МБОУ "СОШ N 41", МБОУ "СОШ N2", МБОУ "Гимназия N 73, МБОУ "СОШ N 6", МБОУ "СОШ N 47", МБОУ "СОШ N12", МБОУ "СОШ N 72 с углубленным изучением английского языка", МБОУ "ООШ N23", МБОУ "ООШ N43", МБ НОУ "Гимназия N 48", МБОУ "Лицей N 34", МБОУ "ООШ N 1", МБОУ "СОШ N 69", МБОУ "СОШ N8", МБОУ "СОШ N 92", МБНОУ "Лицей N 11", МБОУ "СОШ N 55", МБНОУ "Гимназия N 44", МБОУ "СОШ N 101", МБНОУ "Гимназия N 62", МБОУ "СОШ N 26", МБОУ "СОШ N 97", МБОУ "СОШ N4", МБНОУ "Лицей N 111", МБОУ "СОШ N 91", МБОУ "ООШ N 103", МБОУ "СОШ N 52", МБОУ "СОШ N 31", МБОУ "СОШ N 67" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139300002922000721 "Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
26.12.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Бизнес-плюс" (вх. N 5713-ЭП/22) на действия заказчиков - МБОУ "СОШ N 41", МБОУ "СОШ N2", МБОУ "Гимназия N 73, МБОУ "СОШ N 6", МБОУ "СОШ N 47", МБОУ "СОШ N12", МБОУ "СОШ N 72 с углубленным изучением английского языка", МБОУ "ООШ N23", МБОУ "ООШ N43", МБ НОУ "Гимназия N 48", МБОУ "Лицей N 34", МБОУ "ООШ N 1", МБОУ "СОШ N 69", МБОУ "СОШ N8", МБОУ "СОШ N 92", МБНОУ "Лицей N 11", МБОУ "СОШ N 55", МБНОУ "Гимназия N 44", МБОУ "СОШ N 101", МБНОУ "Гимназия N 62", МБОУ "СОШ N 26", МБОУ "СОШ N 97", МБОУ "СОШ N4", МБНОУ "Лицей N 111", МБОУ "СОШ N 91", МБОУ "ООШ N 103", МБОУ "СОШ N 52", МБОУ "СОШ N 31", МБОУ "СОШ N 67" при проведении электронного аукциона N 0139300002922000721 "Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка".
По мнению заявителя, извещение о проведении данной закупки противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
16.12.2022 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Администрацией города Новокузнецка было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139300002922000721 "Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка".
Начальная максимальная цена контракта - 15 037 542,40 рублей.
Согласно требованиям части 1 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Довод заявителя ООО "Бизнес-плюс" о том, что отсутствует объем услуг, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки для каждого заказчика указаны сведения об объемах оказываемых услуг, а именно:
- Площадь обслуживаемых помещений, м2.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя о том, что заказчиком не указано количество электролампочек, санузловых агрегатов, количество парт, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным поскольку на момент проведения закупки заказчикам не известно о том, какое оборудование и/или инвентарь будет требовать ремонта - это выявится только в процессе эксплуатации. В связи с тем, заказчиками указаны часы обслуживания, как единица объема.
Федеральным законом N 360 от 02.07.2021 в статью 3 ФЗ N 44-ФЗ введен пункт 8.4, который включает в себя понятие отдельного этапа исполнения контракта, при этом данный пункт не обязывает заказчика устанавливать в извещении и проекте контракта этапы исполнения контракта.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что извещением о проведении закупки и проектом контракта не предусмотрены этапы исполнения контракта.
Довод заявителя о том, что участнику не представлен ни один журнал по учету технического состояния и в соответствии с каким регламентом его заполнять, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным с учетом следующего:
В пункте 3.4 "Описание объекта закупки" (Приложение N 1) заказчиком установлено следующее: "При проведении частичных осмотров должны устраняться неисправности, которые могут быть устранены в течение времени, отводимого на осмотр. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния (журналах учета технического состояния и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния инженерных систем, помещений здания, оборудования, составных частей инженерных систем, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах".
Поскольку заказчиком не установлена форма журнала, его форма является произвольной.
Согласно требованиям части 3 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В пункте 5.2 "Описание объекта закупки" (Приложение N 1) указано, что при оказании услуги по комплексному обслуживанию зданий Исполнителем обеспечивается:
- выдача работникам хозяйственного инвентаря (перфораторов, шуруповертов, болгарок, дрелей, рубанков, плиткорезов, молотков, пассатижей, отверток крестовых, отверток шлицевых, ножовок, бокорезов, стаместок, наборами ключей гаечных, лестницы-стремянки, деревянных или пластиковых лопат, специального снаряжения и т.д.) за счет Исполнителя. Хозяйственный инвентарь, используемый Исполнителем при техническом обслуживании, должен быть сертифицирован, иметь разрешение на применение в Российской Федерации. Весь инвентарь должен использоваться строго по назначению и храниться отдельно, в специально отведенном Заказчиком помещении. Хозяйственный инвентарь должен быть доставлен Исполнителем на объект до начала оказания услуг, согласовав время и дату с Заказчиком.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что перечень перечисленных в пункте 5.1 описания объекта закупки инструментов не является ни требованием к функциональным характеристикам услуги, ни требованием о наличии производственных мощностей.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 3 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя о том, что заказчиком не указан объем снега, который необходимо убрать, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным поскольку объем снега зависит от погодных условий.
Довод заявителя о том, что уборка снега с кровли может выступать самостоятельным объектом закупки и должен быть использован код 81.2, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным с учетом следующего:
Код ОКПД2 81.2 "Услуги по чистке и уборке" включает, услуги по чистке и уборке, в том числе, по уборке зданий, жилых домов, квартир. В данный код входит код ОКПД2 81.29.12.000 - услуги по подметанию и уборке снега. Данная группировка включает:
- очистку взлетно-посадочных полос с применением подметально-вакуумных машин;
- услуги по подметанию и уборке улиц;
- услуги по посыпанию автомобильных дорог песком и солью;
- снегоочистку плугом и уборку снега.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что код 81.2 к услуге по уборке снега с крыш не относится.
Довод заявителя о том, что в пункте 2.1 контракта установлены невыполнимые условия, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным с учетом следующего:
В пункте 2.1 проекта контракта указано, что Срок оказания Услуг (график оказания услуг): со дня, следующего после заключения контракта "__"_______202_г. по 30.11.2024 г. Услуги оказываются в рамках 40 часовой рабочей недели, ежедневно в рабочие дни. График оказания услуг согласовывается с "Заказчиком" в день заключения контракта до начала оказания услуг.
Кроме того, для согласования графика оказания услуг у победителя нет необходимости присутствовать на территории учреждения. Данный вопрос может быть решен дистанционно (по электронной почте, по видеосвязи, телефону и пр.).
Поскольку требований к графику оказания услуг и срокам устранения недостатков ФЗ N 44-ФЗ не установлено, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя о том, что в проекте контракта отсутствуют условия качества оказанных услуг, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку в пункте 5.3 проекта контракта указан порядок и сроки приемки оказанных услуг, а именно: "В течение рабочего дня представитель Заказчика осуществляет проверку и контроль за объемом и качеством оказываемых услуг. Ответственные лица Заказчика осуществляют приемку услуги по объему и качеству, как помесячно, так и ежедневно (в случае необходимости). В случае выявления ответственными лицами Заказчика в течение дня обстоятельств неоказания услуг, оказания услуг ненадлежащего качества, или оказания услуг не в полном объеме, ответственные лица Заказчика вправе составить соответствующий акт с указанием выявленных нарушений (недостатков), и уведомить об этом Исполнителя (в качестве доказательств выявленных нарушений (недостатков) допускаются любые материалы (фото и/или видео) и документы (пояснения, служебные записки и т.д.), подтверждающие выявленные нарушения (недостатки)). В случае проявления персоналом Исполнителя таких качеств, как неаккуратность, безответственность, халатность, недобросовестное исполнение своих обязанностей, а также выявление иных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнения персоналом Исполнителя условий договора, на основании письменных претензий (рекламаций) Заказчика, Исполнитель должен незамедлительно принять меры по замене такого персонал (п. 5.3 проекта контракта).
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 4 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 14 Приложения Постановления Правительства РФ N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки для объекта закупки "Работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений".
Объектом закупки N 0139300002922000721 "Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка".
В пункте 2 "Описание объекта закупки" заказчиком указан Перечень оказываемых услуг:
- осмотр оборудования системы отопления с проверкой на отсутствие течей, подтеков на наружной поверхности приборов отопления и трубопроводе, при необходимости своевременное их устранение;
- выполнение ремонта мелких повреждений и неисправностей в помещениях;
- выполнение слесарных, столярных работ и других работ;
- техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования и механизмов;
- выполнение профилактических ремонтных работ и услуг по устранению мелких дефектов отделки помещений;
- поддержание температуры в помещениях в соответствии с СанПиН;
- учет расхода тепловой энергии;
- уборку и поддержание надлежащего санитарного состояния закрепленных за ним объектов;
- сезонное обслуживание зданий (в том числе уборку кровли от снега и наледи), сооружений, оборудования и механизмов;
- выполнение профилактических ремонтных работ по устранению мелких дефектов отделки помещений;
- обслуживание вспомогательных систем жизнеобеспечения здания.
В Приложении N 4 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 указан перечень основных работ по техническому обслуживанию зданий и объектов (далее - Приказ N 312)
В разделе "Прочие работы" Приказа N 312 (Приложение N 4) указаны следующие виды работ:
- Регулировка и наладка систем центрального отопления в период ее опробования.
- То же вентиляции.
- Промывка системы центрального отопления.
- Очистка и промывка водопроводных баков.
- Регулировка и наладка систем автоматического управления инженерным оборудованием.
- Подготовка зданий к праздникам.
- Прочистка колодцев.
- Подготовка систем водостоков к сезонной эксплуатации.
- Удаление с крыш снега и наледей.
- Очистка кровли от мусора, грязи, листьев.
Поскольку услуги по уборке кровли от снега и наледи входят в перечень работ по техническому обслуживанию зданий, заказчику в извещении необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 14 Постановления Правительства РФ N 2571.
На основании вышеизложенного заказчиком нарушены требования части 4 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 3 части 8 статьи 99 ФЗ N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Кемеровское УФАС России не обладает полномочиями относительно проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в связи с этим Кемеровским УФАС России принято решение о направлении в адрес Отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации города Новокузнецка обращений о рассмотрении довода жалобы ООО "Бизнес-плюс" в части обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в пределах предоставленных полномочий.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-плюс" на действия заказчиков - МБОУ "СОШ N 41", МБОУ "СОШ N2", МБОУ "Гимназия N 73, МБОУ "СОШ N 6", МБОУ "СОШ N 47", МБОУ "СОШ N12", МБОУ "СОШ N 72 с углубленным изучением английского языка", МБОУ "ООШ N23", МБОУ "ООШ N43", МБ НОУ "Гимназия N 48", МБОУ "Лицей N 34", МБОУ "ООШ N 1", МБОУ "СОШ N 69", МБОУ "СОШ N8", МБОУ "СОШ N 92", МБНОУ "Лицей N 11", МБОУ "СОШ N 55", МБНОУ "Гимназия N 44", МБОУ "СОШ N 101", МБНОУ "Гимназия N 62", МБОУ "СОШ N 26", МБОУ "СОШ N 97", МБОУ "СОШ N4", МБНОУ "Лицей N 111", МБОУ "СОШ N 91", МБОУ "ООШ N 103", МБОУ "СОШ N 52", МБОУ "СОШ N 31", МБОУ "СОШ N 67" при проведении электронного аукциона N 0139300002922000721 "Оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий в 2023-2024 годах в образовательных учреждениях Куйбышевского и Центрального районов города Новокузнецка" необоснованной.
3. Признать заказчиков - МБОУ "СОШ N 41", МБОУ "СОШ N2", МБОУ "Гимназия N 73, МБОУ "СОШ N 6", МБОУ "СОШ N 47", МБОУ "СОШ N12", МБОУ "СОШ N 72 с углубленным изучением английского языка", МБОУ "ООШ N23", МБОУ "ООШ N43", МБ НОУ "Гимназия N 48", МБОУ "Лицей N 34", МБОУ "ООШ N 1", МБОУ "СОШ N 69", МБОУ "СОШ N8", МБОУ "СОШ N 92", МБНОУ "Лицей N 11", МБОУ "СОШ N 55", МБНОУ "Гимназия N 44", МБОУ "СОШ N 101", МБНОУ "Гимназия N 62", МБОУ "СОШ N 26", МБОУ "СОШ N 97", МБОУ "СОШ N4", МБНОУ "Лицей N 111", МБОУ "СОШ N 91", МБОУ "ООШ N 103", МБОУ "СОШ N 52", МБОУ "СОШ N 31", МБОУ "СОШ N 67" нарушившими требование части 4 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела N 042/06/33-1668/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
6. Передать в Отдел внутреннего муниципального финансового контроля администрации города Новокузнецка материалы жалобы ООО "Бизнес-плюс" для рассмотрения на предмет соответствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта требованиям ФЗ N 44-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 11 января 2023 г. N 042/06/33-1668/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - требования к участникам закупки - инвентарь - техническое обслуживание - английский язык)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023