Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
_. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
_. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии
_. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при отсутствие:
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" (далее - ГБУ РС (Я) "РЦПСР", заказчик): не подключились, уведомлены надлежащим образом,
от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Апокиной Кристины Валерьевны (далее - ИП Апокина К.В., заинтересованное лицо): не подключились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев сведения, представленные заказчиком ГБУ РС (Я) "РЦПСР" об участнике закупки ИП Апокиной К.В. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку экипировки и спортивного инвентаря в целях подготовки и участия сборной команды Республики Саха (Якутия) на II Зимних Международных спортивных играх "Дети Азии" (извещение N 0816500000622019399), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГБУ РС (Я) "РЦПСР" об участнике закупки ИП Апокину К.В. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку экипировки и спортивного инвентаря в целях подготовки и участия сборной команды Республики Саха (Якутия) на II Зимних Международных спортивных играх "Дети Азии" (извещение N 0816500000622019399).
Из пояснений заказчика следует, что протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта был составлен в связи с тем, ИП Апокина В.К. прикрепила один реестровый номер контракта, который был исполнен с просрочкой исполнения контракта, предусмотренных контрактом, имеет неустойку и претензию (требование) N80 от 10.02.2021 на сумму 10 974,56 рублей.
В ходе рассмотрения дела представитель по доверенности заинтересованного лица пояснил, что в связи с технической ошибкой, сотрудник ИП Апокиной К.В. прикрепил неверный реестровый номер контракта в качестве обеспечения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 07.12.2022 года заказчиком ГБУ РС (Я) "РЦПСР" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0816500000622019399 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку экипировки и спортивного инвентаря в целях подготовки и участия сборной команды Республики Саха (Якутия) на II Зимних Международных спортивных играх "Дети Азии";
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 768 011,24 рублей;
3) 16.12.2022 года подведены итоги, по результатам которого было подано 2 (две) заявки, 1 (одна) была признана не соответствующей требованиям;
4) 21.12.2022 года размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.12.2022 NППУ20_1" для закупки N0816500000622019399.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 29.12.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила).
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Представитель по доверенности подтвердил пояснения заказчика, указав, что в регламентированный срок проект контракта был подписан, в качестве обеспечения ошибочно не было представлено платежное поручение. Ввиду допущенной технической ошибки просит не включать сведения об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "Основа" от заключения контракта установлено следующее.
07.12.2022 года Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0816500000622019399 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку экипировки и спортивного инвентаря в целях подготовки и участия сборной команды Республики Саха (Якутия) на II Зимних Международных спортивных играх "Дети Азии" с начальной (максимальной) ценой контракта в сумме 1 768 011,24 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 16.12.2022 года N 0816500000622019399, размещенного в ЕИС в день подписания, Победителем электронного запроса котировок признана заявка ИП Апокиной К.И. с ценовым предложением в сумме 1 750 000,00 руб.
На основании пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
19.12.2022 года Заказчиком на АО "ЕЭТП" размещен проект муниципального контракта для подписания Победителем запроса котировок.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные части 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 и части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Также в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В регламентированный законом срок - не позднее 23 ч. 59 мин. 20.12.2022 года проект контракта был подписан заинтересованным лицом, ИП Апокина К.В. в регламентированный срок подписала контракт, и предоставил обеспечение исполнение контракта.
Для обеспечения контракта и подтверждения добросовестности ИП Апокина К.В. в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе предоставил сведения о номерах контрактов, содержащихся в реестре: 2027407479822000005, 3422800911021000001, 2780305621121000006.
Между тем, согласно ЕИС контракт по закупкам с номером 2780305621121000006 исполнен с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, имеет неустойку и претензию (требование) N80 от 10.02.2021 на сумму 10 974,56 рублей в связи, с чем 22.12.2022 заказчик разместил "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.12.2022 NППУ20_1" для закупки N0816500000622019399 на основании невыполнения участником требований статьи 51 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителя заинтересованного лица ИП Апокина К.В. следует, что указанное действие было произведено ответственным сотрудником, находящимся на удаленном режиме работы.
В последствии с этим, к сотруднику было применено дисциплинарное взыскание, о чем заказчику было сообщено 22.12.2022 г письмом N699.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, ИП Апокина К.В. не имела намерений на уклонение от заключения контракта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя запрос котировка.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно подпунктом "б" пункта 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Согласно с условиями пункта 5.7. контракта предусмотрено предоставление иного (нового) надлежащего обеспечения исполнения обязательств по Контракту - "В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Поставщиком своих обязательств по Контракту, Поставщик обязуется в течение 30 (тридцати) рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе".
Заинтересованное лицо, 21.12.2022 г., подал документы на оформление независимой банковской гарантии на сумму 87 500,00 (восемьдесят семь тысяч пятьсот) рублей 00 копеек. Банковская гарантия N2383635 выпущена ПАО "Совкомбанк", о чем существует соответствующая запись от 22.12.2022 г. в ЕИС.
Представленные в материалах дела пояснения и документы ИП Апокина К.В. свидетельствуют об отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта.
Включение Общества в Реестр недобросовестных поставщиков в данном конкретном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе.
Учитывая документы, информацию и пояснения, представленные Обществом и его представителем, Якутское УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП Апокину К.В. в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
решила:
Сведения, представленные заказчиком ГБУ РС (Я) "РЦПСР" об участнике закупки ИП Апокину К.В. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку экипировки и спортивного инвентаря в целях подготовки и участия сборной команды Республики Саха (Якутия) на II Зимних Международных спортивных играх "Дети Азии" (извещение N 0816500000622019399) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 декабря 2022 г. N 014/06/104-1814-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023