Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС, члена Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ГБУ РС(Я) "РРЦ ДП ОВЗ", заказчик): _ (представитель по доверенности),
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сибирское коммерческое объединение" (далее - ООО "СИБКО", заявитель): _ (представитель по доверенности), ... (генеральный директор),
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалоба ООО "СИБКО" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) "РРЦ ДП ОВЗ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг специализированной организации по закупкам (извещение N 0816500000622020152), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СИБКО" на действия заказчика.
В ходе рассмотрения дела представители заявителя пояснили, что требования, установленные заказчиком в Описании объекта закупки ограничивают участников закупки.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "СИБКО" необоснованной на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В пункте 1 части 2 Описания объекта закупки извещения электронного аукциона были установлены, в том числе, следующие требования:
1. Основные требования к услугам:
1.1. Исполнитель обязан обеспечить возможность одновременно создавать, вносить изменения, дополнения в план закупок согласно федерального закона 223-ФЗ и план-график закупок согласно федерального закона 44-ФЗ, подготовки проектов документаций закупок, сопровождения закупок с момента публикации извещения до окончания исполнения контракта (публикация извещений о закупках, направление заявок в Уполномоченный орган, работа с возвращенными на доработку заявками, публикация проектов контрактов, публикация сведений о контракте, публикация документов об исполнении контрактов и отчетов об исполнении контрактов, оказания Заказчику консультационных услуг, связанных с проведением торгово-закупочных процедур и других необходимых услуг));
1.2. Объём оказываемых услуг не менее 8 ч. в день.
1.3. Оказание услуг: рабочие и выходные дни.
Время оказания услуг: с 09 ч 00 мин до 18 ч 00 мин по Якутскому времени.
1.4. Количество и виды процедур определены действующим план-графиком закупок согласно 44-ФЗ и планом закупок согласно федеральным законом 223-ФЗ и/или будут определены Заказчиком в период оказания услуг.
1.5. Направление представителя не реже чем 2 раза в неделю, для сканирования документов, подтверждающих исполнение контрактов с единственными поставщиками.
В ходе рассмотрения дела представители заявителя пояснили, что пункт 1.5 Описания объекта закупки ограничивает участников закупки, так как установление в документации необходимости личного присутствия исполнителя у заказчика, в целях сканирования документов не может быть условием оказания услуг специализированной организации, что показывает преднамеренное включение данного условия для территориального ограничения участников. Заявитель указывает на то, что заказчик обязан предоставлять всю информацию и документы для оказания услуг по размещению информации в ЕИС. А также на то, что информация по исполнению контрактов с единственным поставщиком, за исключением пунктов 1, 8, 29 и некоторых других части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не подлежит размещению в реестре контрактов и в Региональной информационной системе в сфере закупок Республики Саха (Якутия) "WEB-Торги-КС" (РИС "Web-Торги-КС"). По указанным выше пунктам части 1 статьи 93 44-ФЗ акты приходят к заказчикам один раз в месяц. Также заявитель отмечает, что 21 декабря 2022 года ООО "СИБКО" был подан запрос на разъяснение положений Извещения о проведении закупки в части пункта 1.5 Описания объекта закупки.
22 декабря 2022 года заказчиком участнику закупки дан следующий ответ:
"Частью 2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Установленная перечнем оказываемых услуг в Описании объекта закупки, публикация сведений об исполнении контракта (пункт 2.17), обязанность Заказчика согласно Закона о контрактной системе и иных нормативных актов, соответственно прямая обязанность Исполнителя в ходе исполнения будущего Контракта.
Так, согласно пп. "з" п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. постановлением Правительства Российской Федерации N60 от 27.01.2022, в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению следующие информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта): а) информация и документы о приемке поставленного товара, в том числе поставленного заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, о приемке выполненной работы (ее результатов), о приемке оказанной услуги: документ о приемке в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты.
Между тем, ввиду занятости специалистов и иных работников Заказчика, во избежание их отрыва от исполнения собственных обязанностей, Заказчик поручает исполнение обязанности установленной в п 1.5 Описания объекта закупки Исполнителю.
То есть, какие-либо ограничение количества участников закупки отсутствуют, а требование установленные в описании объекта закупки является обоснованной и законной."
Пояснения, представленные заказчиком на заседание Комиссии антимонопольного органа соответствуют вышеуказанным разъяснениям положений Извещения.
При этом представители заказчика и уполномоченного учреждения также пояснили, что исполнителю необходимо размещать документы об исполнении контрактов с использованием подсистемы "WEB-Маркет закупок" региональной информационной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) "WEB-Торги-КС".
При этом, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что Описание объекта закупки, размещенное заказчиком в ЕИС не содержит вышеуказанных требований.
С учетом озвученного представителем заказчика на заседании Комиссии объема работы в части размещения документов об исполнении контрактов (16 контрактов за 2022 год), Комиссия антимонопольного органа считает избыточным установление требований о направлении представителя для сканирования документов, подтверждающих исполнение контрактов с единственными поставщиками, не реже чем 2 раза в неделю, и приходит к выводу о том, что данное требование ограничивает участников закупки.
Таким образом, заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "СИБКО" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СИБКО" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) "РРЦ ДП ОВЗ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг специализированной организации по закупкам (извещение N 0816500000622020152) обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "РРЦ ДП ОВЗ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг специализированной организации по закупкам (извещение N 0816500000622020152) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 января 2023 г. N 014/06/49-1784/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023