Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "ГАРАНТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Мытищинская городская клиническая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку расходных материалов, изделий медицинского назначения для нужд операционного блока ГБУЗ МО "МГКБ" в 2023 году (извещение N 0348300053622000280 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 15.12.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 311 626,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 23.12.2022.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлена информация и порядок предоставления гарантии качества товара, работы, услуги.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе закупок требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении Аукциона установлен порядок предоставления гарантии качества товара, работы, услуги, а именно:
"Требуется гарантия качества товара, работы, услуги - Нет".
При этом, Заказчиком в разделе "6. Гарантии" проекта контракта установлено, в том числе следующее:
"6.1. Поставщик гарантирует качество и безопасность товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также соответствие товара требованиям Контракта.
6.2. Гарантийный срок Поставщика: в соответствии с Техническим заданием.
Гарантийный срок производителя: не установлен.
Требования к гарантийному обслуживанию: не установлены.
Требования к объему предоставления гарантий качества на поставленный товар: в соответствии с Техническим заданием.
6.3. Гарантийный срок начинает исчисляться с даты подписания или утверждения Заказчиком подписанного всеми членами приемочной комиссии (в случае создания Заказчиком приемочной комиссии) документа о приемке, указанного в разделе "Порядок и сроки осуществления приемки и оформления результатов" приложения 3 к Контракту.
6.4. В ходе исполнения гарантийных обязательств Поставщик обязуется за свой счет устранять недостатки поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
6.5. Не позднее двух рабочих дней с даты обнаружения недостатков товара Заказчик направляет Поставщику уведомление с указанием выявленных недостатков и сроков их устранения. Поставщик обязан устранить недостатки в срок, установленный в уведомлении".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при необходимости заказчик устанавливает требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства).
В письме Минфина России от 19.08.2019 N 24-03-07/63253 указано, что установление требований к гарантийным обязательствам является правом заказчика, а не обязанностью.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе, а при закупке машин и оборудования - обязан установить требования к гарантийному обслуживанию товара.
Понятие "гарантийное обслуживание" законодательством не определено. Полагаем, что его можно определить из указаний закона о правах заказчика в случае выявления недостатков товара или результата работ, услуг.
Так, согласно п. 1 ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца, в том числе, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Эти требования могут быть предъявлены в течение гарантийного срока (п. 2 ст. 477 ГК РФ).
Аналогичные требования предоставлены заказчику по договору подряда в случае выявления недостатков результат работ (п. 1 ст. 723 ГК РФ) и эти требования также могут быть предъявлены в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 724 ГК РФ).
Та же логика применима - на основании ст. 783 ГК РФ или хотя бы на основании аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) - и в отношении результатов услуг, если действия, составляющие предмет такого договора, совершаются со сложной вещью (ст. 134 ГК РФ) и подразумевают сохранение или восстановление ее свойств или приобретение новых (например, ремонт или техническое обслуживание машин и оборудования, иных вещей и т.п.), а исполнитель принимает по договору обязанность отвечать за сохранение такой вещью оговоренных свойств в течение определенного срока. В этом случае договор также может предусматривать различные гарантии в отношении всех или некоторых свойств всей сложной вещи или отдельных ее составляющих в течение различных: сроков.
Отсюда можно сделать вывод, что под "гарантийным обслуживанием" понимается выполнение поставщиком, подрядчиком, исполнителем работ по устранению недостатков товара, результата работ, вещи, с которой оказывались действия, составляющие предмет услуг, оказываемых по контракту, если эти недостатки были выявлены после приемки, но в течение гарантийного срока. На практике сюда же относят услуги, которые оказываются покупателю товара по техническому и иному обслуживанию товара в период гарантийного срока, то есть технический осмотр, замена расходных материалов и быстроизнашивающихся деталей и т.п. (например, письмо УФНС России по г. Москве от 03.10.2008 N 20-12/092926).
Государственному заказчику в рамках объявленной закупки НЕ требуется гарантия качества на товары, работы, услуги, которые будут осуществляться в рамках объявленной закупки.
В извещении не установлено требование обеспечения гарантийных обязательств. Вместе с тем, функционалом ЕИС предусмотрено поле "Требования к гарантии качества товара, работы, услуги". При формировании извещения, данное поле заполняется в случае установления в извещении требования предоставления обеспечения гарантийных обязательств. В случае не установления данного требования, поле автоматически заполняется словом "нет".
В проекте государственного контракта содержатся следующие положения:
6.1. Поставщик гарантирует качество и безопасность товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также соответствие товара требованиям Контракта.
6.2. Гарантийный срок Поставщика: в соответствии с Техническим заданием.
Гарантийный срок производителя: не установлен.
Требования к гарантийному обслуживанию: не установлены.
Требования к объему предоставления гарантий качества на поставленный товар: в соответствии с Техническим заданием.
При этом, в самом Техническом задании отсутствуют какие-либо требование к гарантийным
Следовательно, из установленных требований совершенно очевидно, что:
- гарантия качества НЕ требуется;
- противоречащие друг другу требования отсутствуют;
- ограничение конкуренции в рамках объявленной закупки отсутствует.
Каждый участник закупки имеет возможность подать запрос на разъяснение положений извещения, в связи с чем Заявитель жалобы имел все возможности для того, чтобы направить запрос, получить необходимые ему разъяснения, установлено ли требование к гарантии качества или же нет".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 декабря 2022 г. N 050/06/105-49648/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023