Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СТЕРИН" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная детская клиническая травматолого-ортопедическая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку шприцов для нужд ГБУЗ МОДКТОБ в 2023 году (извещение N 0348200078222000087 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 16.12.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 424 600,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 26.12.2022
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом выбран код позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является "Поставка шприцов для нужд ГБУЗ МОДКТОБ в 2023 году".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона для поставляемых товаров установлены коды позиции КТРУ.
Согласно Техническому заданию Приложения N 5 к Контракту, в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка, в том числе следующих товаров (материалов):
1) "Шприц трехкомпонентный одноразовый стерильный 2 мл", "Шприц трехкомпонентный одноразовый стерильный 5 мл", "Шприц трехкомпонентный одноразовый стерильный 20 мл", "Шприц трехкомпонентный одноразовый стерильный 10 мл" относящиеся к коду КТРУ 32.50.13.110-00004568 "Шприц общего назначения".
2) "Безопасный шприц с колпачком с надетой иглой 2 мл", "Безопасный шприц с колпачком с надетой иглой 5 мл", "Безопасный шприц с выдвигающимся цилиндром с приложенной иглой 2 мл", "Безопасный шприц с выдвигающимся цилиндром с приложенной иглой 5 мл" относящиеся к коду КТРУ 32.50.13.110-00004564 "Шприц общего назначения".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Из норм 44-ФЗ следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен указать предмет закупки (его составляющие) с учетом специфики его деятельности. Соответственно, заказчик в праве включить в предмет закупки такие товары, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Кроме того, законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию товаров, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности.
Согласно извещению, все шприцы описаны Заказчиком с использованием позиций КТРУ:
Позиции 1-3, 8 - позиция КТРУ 32.50.13.110-00004568
Позиции 4-7 - позиция КТРУ 32.50.13.110-00004564
Отличия этих позиций КТРУ заключается в одной из обязательных для применения характеристик, а именно - в позиции КТРУ 32.50.13.110-00004568 указан тип коннектера - Луер Слип, а в позиции 32.50.13.110-00004564 тип коннектера - Луер Лок.
Описание объекта закупки составлено в соответствии с Постановлением Правительства N 145 с использованием Каталога товаров работ и услуг. При этом, реализуя свое право на установление дополнительных характеристик к товару, предусмотренное пунктом 6 Постановления Правительства N 145, Заказчик надлежащим образом обосновал каждую из дополнительных характеристик, в том числе и механизм предотвращения повторного использования.
При этом, в описании объекта закупки Заказчиком указаны не только дополнительные характеристики, но и вся обязательная информация, предусмотренная Правилами применения каталога товаров работ и услуг (наименование, единица измерения, описание товара). Указание дополнительного наименования товара - не является ошибкой, не запрещено Постановлением Правительства N 145 и приведено в качестве справочного наименования для участников.
На медицинские шприцы существует несколько ГОСТов, которые объединены в системе ГОСТ ISO 7886-2011. Система ГОСТов состоит из нескольких стандартов:
- ГОСТ ISO 7886-1-2011 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования
- ГОСТ Р ИСО 7886-2-2017 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 2. Шприцы для использования с автоматическими насосами инфузионными шприцевыми
- ГОСТ Р ИСО 7886-3-2017 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные Часть 3 Шприцы для иммунизации фиксированной дозой, автоматически приходящие в негодность после применения (т.н. шприцы для вакцинации)
- ГОСТ ISO 7886-4-2011 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению
Согласно ГОСТ ISO 7886-4-2011: "Для широкого применения ВОЗ разработала спецификации для шприцев, приходящих в негодность после применения (обычно называемых "автоматически приходящими в негодность" шприцами), как для иммунизации фиксированной дозой, так и для шприцев общего назначения, снабженных устройствами, препятствующими повторному применению. ВОЗ и ISO приняли решение, что дополнительные части ISO 7886 потребуются только для описания автоматически приходящих в негодность шприцев, при этом ISO 7886-1 и ISO 7886-2 не будут содержать изменений"
Таким образом, государственная система стандартизации указывает на разность шприцев для иммунизации фиксированной дозой (шприцы для вакцинации) и шприцев общего назначения. При этом, вышеуказанный ГОСТ указывает на то, что и шприцы для вакцинации и шприцы общего назначения могут снабжаться устройствами, препятствующими повторному применению.
Подтверждение того, что шприцы с механизмом предотвращения повторного использования являются шприцами общего назначения можно найти в п.12.3. ГОСТ ISO 7886-4-2011, где речь идет о посадке цилиндра в поршне: "Для шприцев общего назначения применяют требования подраздела 12.2 ISO 7886-1. Для инсулиновых шприцев применяют требования подраздела 11.3 ISO 8537".
Напомним, что ГОСТ ISO 7886-4-2011 распространяется на шприцы с механизмом предотвращения повторного использования, закупаемые в позициях 4-7. Данные шприцы не являются инсулиновыми шприцами, ГОСТ ISO 7886-4-2011 относит шприцы с механизмом предотвращения повторного использования к категории - шприцы общего назначения.
Заявитель указывает, что ввыбранном заказчиком КТРУ ничего нет о безопасных механизмах, а также, что такие шприцы относятся к одному ГОСТу, а соответственно должны размещаться Заказчиком со специальными, отдельными КТРУ. Если КТРУ нет в каталоге, то Техническое Задание должно публиковаться без КТРУ.
Разбирая первую часть этого тезиса стоит отметить, что в ответе на запрос, Заказчик уже предоставлял подробные разъяснения по данному вопросу и указывал, что среди всех позиций, представленных в каталоге товаров работ и услуг имеются следующие виды шприцев:
Шприцы общего назначения
Шприцы для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла
Шприцы для анализа газов крови ИВД, с лития гепарином
Шприцы-дозаторы для подкожных инъекций
Шприц для системы инъекции контрастного вещества
Шприц ангиографический
Шприц для получения аутологичной кондиционированной сыворотки
Шприц карпульный, с безопасной иглой
Шприц для дентальной анестезии, интралигаментарный
Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования
Шприц для промывания сосудистого катетера
Шприц инсулиновый/убираемая игла
Шприц туберкулиновый-для аллергологических проб/убираемая игла
Шприц для определения эпидурального пространства
Шприц для промывания с гепариновым замком, одноразового использования
Шприц инсулиновый/неубираемая игла
Шприц-ручка для введения фолликулостимулирующего гормона
Очевидно, что каждый из этих видов шприцев имеет свой код вида, каждый отличается друг от друга ключевыми классификационными признаками. Однако, только в одной позиции КТРУ в наименовании указано про механизм предотвращения повторного использования - это шприц для вакцинации.
Данная позиция КТРУ не соответствует потребности Заказчика в силу нескольких причин. Во-первых, конкретное указание в описании на то, что шприц идет в комплекте с фиксированной иглой. То есть, данный шприц не имеет коннектера. Игла "встроена" в шприц". Во-вторых, позиция КТРУ устанавливает характеристики для такой иглы. Характеристики размера иглы, установленные в позиции КТРУ к шприцу для вакцинации также не соответствуют потребности Заказчика. В третьих- шприц для вакцинации имеет иную сферу применения. Ниже приводим сравнение описаний кодов вида шприца для вакцинации и шприца общего назначения:
Шприц для вакцинации Шприц общего назначения
Код вида медицинского изделия - 321610
"Стерильное изделие, состоящее из прозрачного цилиндра с поршнем и встроенным механизмом предотвращения повторного использования, на дистальном конце изделия расположена фиксированная игла; изделие предназначено для использования с целью восстановления/введения вакцин и предотвращения инфекций. Механизм предотвращения повторного использования автоматически блокирует поршень, на который уже однажды нажали, в результате чего на него невозможно будет нажать снова (например, из-за зазубрин, крючка или выступа на поршне или колец на цилиндре) или он может разрушать шприц после полного нажатия поршня, что препятсвует повторному использования изделия. Это изделие для одноразового использования." Коды вида медицинского изделия 349160 для шприца с иглой и 260600 для шприца без иглы
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.
Иные виды шприцев, за исключением шприца общего назначения, также не соответствуют потребности Заказчика в силу своих конструкционных и функциональных свойств.
Заказчик, руководствуясь своей потребностью, национальной системой стандартизации в части отнесения шприцев с механизмом предотвращения повторного использования к шприцам общего назначения, а также Постановлением Правительства N 145 (п.6. Правил применения Каталога товаров работ и услуг) применил соответствующую потребности заказчика позицию КТРУ и установил дополнительные характеристики к позиции "Шприц общего назначения". Постановление Правительства N 145 не устанавливает ограничений по количеству дополнительных характеристик, а указывает лишь на необходимость надлежащего обоснования каждой и таких характеристик. Отмечаем, что надлежащее обоснование каждой из дополнительных характеристик в описании объекта закупки имеется.
Шприц с устройством механизма предотвращения повторного использования более удобен, прост в использовании - специалисту достаточно защелкнуть защитный колпачок, или нажать поршень до упора, чтобы игла втянулась внутрь цилиндра, не нужно прикладывать усилий. При этом, разрушение шприца не вызывает каких-либо болезненных ощущений у пациентов, индивидуальная структура предопределяет принудительное разрушение шприца.
При этом, сообщаем, что позиции КТРУ, использованные Заказчиком при описании объекта закупки не содержат в себе описания механизма предотвращения повторного использования, Заказчик в позициях 4-7 описал именно механизм предотвращения повторного использования, а не конструкцию шприца, как указывает податель жалобы.
Разбирая вторую часть тезиса подателя жалобы, стоит отметить, что КТРУ не строится на основании ГОСТов, а шприцы без механизма предотвращения повторного использования и шприцы с таким механизмом имеют одни и те же классификационные признаки, относятся к одному виду - Шприцы общего назначения.
Это подтверждается не только прямым указанием в соответствующих ГОСТах, но и тем, что обращающиеся на территории РФ шприцы с механизмами предотвращения повторного использования зарегистрированы именно как шприцы общего назначения и имеют соответствующий код вида медицинского изделия:
N РЗН 2020/11665 от 13 августа 2020 года - Россия. "Шприцы инъекционные однократного применения, стерильные, самоблокирующиеся по ТУ 32.50.13-002-93599774-2019"
РЗН 2018/7131 - от 10.05.2018 года - Китай, "Шприц безопасный одноразовый, в комплекте с иглой"
РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 года - Шприц инъекционный безопасный однократного применения стерильный типа "Луер Лок", Россия, Китай
РЗН 2022/16912 от 19.10.2022 года - Шприцы инъекционные однократного применения стерильные, саморазрушающиеся, самоблокирующиеся двухдетальные и трехдетальные с иглами по ТУ 32.50.13-002-47603734-2020, Россия, Китай
Все вышеуказанные медицинские изделия являются шприцами общего назначения и имеют коды вида 260600 или 349160 в зависимости от варианта исполнения, при этом, являются шприцами с механизмом предотвращения повторного использования.
Кроме того, в решениях региональных УФАС подтверждено наличие также и иных производителей безопасных шприцев:
Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06850 от 07.04.2017 г.- Германия;
Регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7245 от 09.08.2018 г. - Россия;
Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/05590 от 10.07.2017 - Германия".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных кодов позиции КТРУ не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств обоснованности довода жалобы не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТЕРИН" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 декабря 2022 г. N 050/06/105-49410/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023