Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии:
рассмотрев жалобу ООО "Юридическая компания "Гарант" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казённого учреждения городского округа Щёлково "Централизованная бухгалтерия" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр торгов Наро-Фоминского городского округа" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) аукциона в электронной форме на оказание услуг по сопровождению и обслуживанию учетно-управленческих систем на базе используемых программных продуктов "1С" на 2023 год (извещение N 0848300041222000875) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 1 197 200,04 рублей;
2) дата окончания подачи заявок - 26.12.2022.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N 3 к контракту ненадлежащим образом установлен срок предоставления исполнителем документа "Акт (ДОП), формат УПД, утвержденный приказом ФНС России".
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В случае получения налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик (налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.
Положения настоящего пункта не применяются при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Заказчиком в Приложении N 3 к Контракту установлено, в том числе следующее:
Акт (ДОП), формат УПД, утвержденный приказом ФНС России* |
Подписание |
5 раб. дн. от даты окончания исполнения обязательства |
Исполнитель |
Подписание |
10 раб. дн. от даты получения документа |
Заказчик |
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в рамках отношений, указанных в части 1 статьи Закона о контрактной системе, между участниками контрактной системы в сфере закупок допускается обмен электронными документами.
С учетом данного положения Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 10.5. Постановления Правительства Московской области от N 1184/57 от 27 декабря 2013 года "О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд" Заказчики обеспечивают осуществление обмена электронными документами в ходе исполнения контрактов с использованием ПИК ЕАСУЗ в соответствии с Регламентом функционирования и информационного взаимодействия участников ПИК ЕАСУЗ. В связи с указанными нормативными актами заказчиком сформирован проект контракта, в том числе приложения к контракту посредством ПИК ЕАСУЗ.
Функционалом ПИК ЕАСУЗ при формировании раздела 1. "Оформление при исполнении обязательств" Приложения N З "Перечень электронных документов, которыми обмениваются стороны при исполнении контракта" к Контракту предусмотрено подписание (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) счета-фактуры.
В силу п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ плательщик НДС обязан при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, указывается в счете-фактуре, который продавец обязан выставить покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав (п. З ст. 168, подп. 11 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
Отсюда можно сделать вывод о том, что предъявляемая покупателю (заказчику) сумма НДС является частью цены договора. Его предъявление
вытекает из требований налогового законодательства к организациям и индивидуальным предпринимателям, которые являются налогоплательщиками НДС.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе:
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, Закон о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом о контрактной системе представляет собой гражданско-правовой договор (пункт 8 части 1 статьи З Закона о контрактной системе).
Таким образом, к отношениям по контрактам применяются положения Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе.
Согласно сг 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).
В соответствии с пунктом З статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации:
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с положениями указанной нормы налоговые правоотношения гражданским законодательством не регулируются.
Исполнение обязанностей налогоплательщика НДС, в том числе по выставлению счета-фактуры в установленный положениями Налогового кодекса РФ срок, вытекает из требований налогового законодательства и не может возлагаться на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя условиями гражданско-правового договора.
Также, на основании пункта З Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам
связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.02.2021 N 14н, в случае поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (далее - Порядок), выставление и получение счетов-фактур производится в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) через федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона N 44-ФЗ (далее - уполномоченный орган).
Пунктами 8, 9, 15, 16, 24 Порядка предусмотрено следующее:
уполномоченный орган не позднее следующего рабочего дня после получения от поставщика (подрядчика, исполнителя) в том числе в случае положительного результата проверки формирует в электронной форме подтверждение о получении счета-фактуры и подписывает соответствующее подтверждение электронной подписью уполномоченного лица уполномоченного органа и направляет его в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункт 15 Порядка); счет-фактура в электронной форме считается выставленным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику, если поставщику (подрядчику, исполнителю) поступило соответствующее подтверждение уполномоченного органа (пункт 8 Порядка); уполномоченный орган при получении счета-фактуры в электронной форме не позднее следующего рабочего дня в том числе направляет в адрес заказчика счет-фактуру в электронной форме, формирует в электронной форме подтверждение о направлении счета-фактуры в электронной форме заказчику, подписывает подтверждение электронной подписью уполномоченного лица уполномоченного органа и направляет соответствующее подтверждение заказчику (пункт 16 Порядка); датой выставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику счета-фактуры в электронной форме с использованием ЕИС считается дата направления заказчику счета-фактуры в электронной форме, подписанной электронной подписью уполномоченного лица поставщика (подрядчика, исполнителя), указанная в таком подтверждении (пункт 8 Порядка); счет-фактура в электронной форме, выставленный с использованием ЕИС через уполномоченный орган, считается полученным заказчиком, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) получено соответствующее подтверждение от уполномоченного органа (пункт 9 Порядка); датой получения заказчиком счета-фактуры в электронной форме считается дата получения счета-фактуры в электронной форме в ЕИС, указанная в подтверждении уполномоченного органа (пункт 9 Порядка);
если заказчик не получил от поставщика (подрядчика, исполнителя) счет-фактуру в электронной форме в срок, установленный пунктом З статьи 168 НК РФ, с учетом его увеличения на время, необходимое для выполнения уполномоченным органом мероприятий в соответствии с пунктами 15 и 16 Порядка, заказчик сообщает любым доступным способом о данном факте поставщику (подрядчику, исполнителю) (пункт 24 Порядка).
Установленный в проекте контракта срок предоставления Исполнителем Заказчику документа "Счёт-фактура", который составляет 5 рабочих дней от даты окончания исполнения обязательства, включает в себя предусмотренный пунктом З статьи 168 НК РФ срок и срок, необходимый для подтверждения уполномоченным органом даты и времени выставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и получения заказчиком счет-фактуры в электронной форме посредством БИС.
Принимая во внимание положения Порядка данный срок не нарушает требования НК РФ поскольку Подрядчик имеет возможность выставить счета-фактуры в электронной форме с использованием ЕИС в срок, установленный пунктом З статьи 168 НК РФ, с учетом времени, необходимого для выполнения мероприятий, предусмотренных Порядком.
Также установление данных условий в Приложении N З к Контракту никак не препятствовало Заявителю участвовать в закупке".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанный срок предоставления исполнителем документа "Акт (ДОП), формат УПД, утвержденный приказом ФНС России", установленный Заказчиком в Приложении N 3, не превышает регламентированный срок исполнения контракта, не ограничивает участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юридическая компания "Гарант" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 декабря 2022 г. N 050/06/105-49765/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023