Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Марфина Федора Сергеевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мособлмедсервис" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по проведению организационно-технических мероприятий эксплуатационного характера по поддержанию систем безопасности объекта заказчика в надлежащем состоянии (Офис) для нужд ГБУ МО "Мособлмедсервис на 2023 г. (извещение N 0348200086522000145 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 25.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 308 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 28.12.2022.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, а также неправомерно не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
1) Заказчиком в Требованиях к содержанию и составу заявки установлено, в том числе следующее:
"Предложение участника закупки в отношении объекта закупки*:
а) с учетом положений части 2 ст.43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)
Предложение участника закупки должно соответствовать требованиям заказчика, установленным в техническом задании.
Заявка на участие в закупке может быть представлена по рекомендуемой форме или любой иной форме и заполнена в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке (раздел 2 настоящего Приложения)".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по проведению организационно-технических мероприятий эксплуатационного характера по поддержанию систем безопасности объекта заказчика в надлежащем состоянии (Офис) для нужд ГБУ МО "Мособлмедсервис на 2023 г.".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию установлены требования к используемым товарам, в том числе к "Штекер тип 1", "Доводчик дверной", "Аккумулятор".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к используемым товарам при оказании услуг по проведению организационно-технических мероприятий эксплуатационного характера по поддержанию систем безопасности объекта заказчика в надлежащем состоянии противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходи к выводу, что действия Заказчика, не установившего ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением N 878 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, для товара "Мышь компьютерная Количество 1" установлено: "Тип: лазерная, оптическая".
При этом, в Инструкции по заполнению заявки установлено, в том числе следующее:
"Символ "запятая", слово "и" означает, что участнику нужно предоставить все указанные параметры, значения или диапазоны значений, указанных через данный(-ое) символ (слово)".
Комиссия приходит к выводу, что с учетом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товара подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, представитель Заказчика не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлены требования к огнетушителям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию установлено в том числе следующее:
Поставка огнетушителей |
Кол-во |
Цена за ед., руб |
ИТОГО, руб. |
Огнетушитель ОУ-2 |
110 |
800,00 |
88 000,00 |
Огнетушитель ОУ-3 |
50 |
900,00 |
45 000,00 |
Огнетушитель ОУ-5 |
30 |
1 400,00 |
42 000,00 |
Огнетушитель ОП-4 |
10 |
388,70 |
3 887,00 |
Итого |
|
|
178 887,00 |
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и в требованиях к составу и содержанию заявки установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки:
"Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
- обеспечить наличие свидетельства о регистрации собственной электролаборатории или действующего договора на обслуживание электролабораторией, в виду необходимости плановой проверки сопротивления шлейфов изоляции, исходя из требований РД".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающей перечень требований к участникам закупки, в связи с чем требование Заказчика о предоставлении в составе заявки свидетельства о регистрации собственной электролаборатории или действующего договора на обслуживание электролабораторией, не соответствует требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, представитель Заказчика не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок оказания услуг.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено в том числе следующее:
"Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 29.12.2022:
Вместе с тем, в Техническом задании установлены сроки выполнения услуг, а именно: с 01.01.2023 по 31.12.2023 г.
В Приложении N 2 к контракту Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Срок начала оказания услуг Исполнителем**: 0 раб. дн. от даты заключения контракта;
Срок окончания оказания услуг Исполнителем**: 31.12.2023 (МСК)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивую информацию в отношении сроков исполнения обязательств по контракту, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения Аукционов или Конкурсов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе 6 Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции, в том числе позиция 14 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно позиции 14 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при оказании услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений предъявляется требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, объектом закупки является: "Оказание услуг по проведению организационно-технических мероприятий эксплуатационного характера по поддержанию систем безопасности объекта заказчика в надлежащем состоянии (Офис) для нужд ГБУ МО "Мособлмедсервис на 2023 г.", с начальной максимальной ценой контракта 4 308 000,00 руб.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 14 Приложения к Постановлению N 2571 не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Марфина Федора Сергеевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 10.01.2023 N 050/06/105-50096/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 января 2023 г. N 050/06/105-50096/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023