Резолютивная часть решения объявлена 29.12.2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 10.01.2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва:
- "_", действующий на основании доверенности от 06.12.2022 года б/н;
от Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Беркут" (далее - ООО ЧОО "Беркут"):
- "_", действующий на основании доверенности от 23.02.2022 года б/н;
рассмотрев обращение (вх. N 4966 от 23.12.2022 года) Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО ЧОО "Беркут" (667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Мира, двлд. 13, ОГРН: 1151719001499, дата присвоения ОГРН: 07.09.2015 года, ИНН: 1701056525, КПП: 170101001), в связи с уклонением победителя от заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091 "Оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 26.12.2022 года N 314 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091.
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчику и участнику закупки с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении информации о проведении внеплановой проверки. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика и участника закупки о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверки.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика и участника закупки были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения.
Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
До рассмотрения обращения в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное пояснение ООО ЧОО "Беркут" (вх. N 5038 от 28.12.2022 года), согласно которому несвоевременное подписание контракта по итогам запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091 вызвано несвоевременной выдачей со стороны АО "Киви Банк" независимой банковской гарантии в целях внесения обеспечения исполнения контракта.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержал обращение.
Представитель ООО ЧОО "Беркут" поддержал письменное пояснение в полном объеме и пояснил, что умысла уклонения от заключения контракта не имелось, кроме того со стороны общества предпринимались меры по заключению контракта, что подтверждается платежным поручением N 100 от 28.12.2022 года, в соответствии с которым ООО ЧОО "Беркут" оплатило по счету-оферте N 466573 от 21.12.2022 года для получения независимой банковской гарантии.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-104/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении обращения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.12.2022 года размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091 "Оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации", начальная (максимальная) цена контракта - 471 200,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091 от 20.12.2022 года заявки участников закупки N 113266293 и N 113290497 признаны комиссией соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091.
По итогам проведения запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091 победителем признан участник закупки N 113266293 (ООО ЧОО "Беркут").
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В силу части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Как следует из информации, размещенной в ЕИС и представленной оператором электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" (вх. N 4998 от 27.12.2022 года):
- 21.12.2022 года - заказчиком отправлен на подпись участнику закупки - ООО ЧОО "Беркут" проект контракта;
- 23.12.2022 года - участник закупки - ООО ЧОО "Беркут" признан уклонившимся от заключения контракта.
Протоколом от 23.12.2022 года участник закупки - ООО ЧОО "Беркут" признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с невыполнением требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Указанный протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 23.12.2022 года заказчиком размещен в ЕИС 23.12.2022 года.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России и следует из пояснений представителя ООО ЧОО "Беркут", 21.12.2022 года АО "Киви Банк" выставлен победителю запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091 счет-оферта N 466573 с суммой платежа 2 000,00 руб. для предоставления ООО ЧОО "Беркут" независимой банковской гарантии в размере 47 120,00 руб. для внесения обеспечения исполнения контракта.
Согласно платежному поручению N 100 ООО ЧОО "Беркут" 28.12.2022 года оплатило по счету-оферте N 466573, в связи с чем АО "Киви Банк" выдана 28.12.2022 года независимая гарантия N 52303-22КЭБГ/0010.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России изучив материалы дела N 017/06/104-104/2022 с учетом пояснений лица, участвующего в заседании Комиссии, приходит к выводу, что в действиях (бездействии) ООО ЧОО "Беркут" отсутствует недобросовестное поведение, злостное и умышленное намерение уклонения от подписания контракта, так как со стороны общества предпринимались меры по заключению с государственным заказчиком контракта, что подтверждается независимой гарантией N 52303-22КЭБГ/0010 от 28.12.2022 года, выданной в целях обеспечения исполнения контракта.
В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО ЧОО "Беркут", поскольку последним представлены документы (сведения), подтверждающие отсутствие у него намерений уклониться от заключения контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правил,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Беркут" (667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Мира, двлд. 13, ОГРН: 1151719001499, дата присвоения ОГРН: 07.09.2015 года, ИНН: 1701056525, КПП: 170101001) его генерального директора и учредителя Кара-Сал Айыраа Александровны (ИНН: 170801035370), в связи с уклонением от заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме N 0212100000122000091 "Оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10 января 2023 г. N 017/06/104-104/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023