Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "МТТ" (далее - Заявитель) на действия Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на предоставление услуги телефонной связи с предоставлением интеллектуального телефонного номера 8-800 для территориальных органов ПФР (номер извещения в единой информационной системе сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000122000159) (далее - Извещение, Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в описании объекта закупки Извещения совокупность требований к характеристикам закупаемых услуг, потенциальным исполнителем которых является единственный участник рынка.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при формировании объекта закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 09.01.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.01.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 281 132 596,80 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации, КБК - 39201137320090059242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.12.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения.
1. Из довода жалобы Заявителя следует, что Заказчиком ненадлежащим образом в описании объекта закупки Извещения установлена совокупность требований к характеристикам закупаемых услуг, потенциальным исполнителем которых является единственный участник рынка - ПАО "Ростелеком"
Кроме того, из довода жалобы Заявителя следует, что исполнение государственного контракта с учётом установленного Заказчиком порядка и срока начала оказания услуг иным участником рынка является невозможным.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 8.1.1 описания объекта закупки Извещения не позднее 10 рабочих дней с даты заключения государственного контракта исполнитель должен предоставить для Единого контактного центра взаимодействия с гражданами интеллектуальный номер в коде доступа к услугам электросвязи (далее - КДУ) 800, соответствующего виду 8-800-А00-00-0А, где индекс А принимает числовые значения от "1" до "9".
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили,что согласно выписке из реестра российской системы и плана нумерации, размещенной на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, правообладателями номера формата, указанного в пункте 8.1.1 описания объекта закупки Извещения, являются четыре оператора связи: ПАО "Ростелеком", ПАО "Башинформсвязь", ООО "Оранж Бизнес Сервисез", ПАО "Вымпел-Коммуникации".
При этом, по мнению представителей Заявителя,ПАО "Вымпел-Коммуникации", ООО "Оранж Бизнес Сервисез" не могут принять участие в Аукционе, поскольку не соответствуют единым требованиям, установленными пунктом 10 части 1 статьи 31
Закона о контрактной системе, а именно в составе учредителей обществ имеются офшорные компании.
Подпунктом "н" пункта 2.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения Заказчиком установлено, что участнику Аукциона в составе заявки необходимо представить лицензии
Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на "Услуги связи по предоставлению каналов связи", "Услуги междугородной и международной телефонной связи" (далее - Лицензии).
Так, представители Заявителя пояснили, что ПАО "Башинформсвязь" не обладает Лицензиями, следовательно, не может являться участником Аукциона.
Кроме того, представители Заявителя дополнили, что Заказчиком в описании объекта закупки Извещения ненадлежащим образом установлены порядок и сроки оказания услуг, в связи с чем, по мнению Заявителя, потенциальным исполнителем услуг является единственный участник.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроках исполнения контракта.
В соответствии с Извещением датой начала исполнения государственного контракта является дата его заключения.
Пунктом 5 описания объекта закупки Извещения установлено, что срок оказания услуг исчисляется с даты, указанной в уведомлении о начале оказания услуг до - 30.11.2023.
В соответствии с пунктом 3.3.2 проекта государственного контракта Извещения Заказчик обязан направить исполнителю уведомление о начале оказания услуг не более чем за 5 рабочих дней до даты начала оказания услуг.
Согласно пункту 4.1 проекта государственного контракта Извещения исполнителем услуга связи оказывается с даты, указанной в уведомлении о начале оказания услуг до - 30.11.2023.
Представители Заявителя пояснили, что согласно части 7 статьи 26 Федерального закона N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору связи только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Постановлением Правительства от 13.07.2004 N 350 "Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации" утверждены Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации (далее - Правила).
Правилами и приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 02.07.2012 N 167 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по выделению,изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации" (далее - Приказ Минкомсвязи N 167) установлены сроки и порядок процедуры передачи ресурса нумерации.
Согласно пункту 7 Приказа Минкомсвязи N 167 срок предоставления государственной услуги по передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи составляет 40 дней со дня регистрации в системе электронного документооборота последнего из поступивших заявлений.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что с учетом положений Правил и Приказа Минкомсвязи N 167 предоставление услуг по государственному контракту, заключаемому по результату проведения Аукциона, возможно не ранее чем через 40 дней,что в свою очередь не позволяет иным участникам рынка принять участие в Аукционе без риска исполнения обязательств по государственному контракту надлежащим образом. Кроме того, невозможно гарантировать получение согласия Федерального агентства связи на передачу ресурса нумерации.
Таким образом, по мнению представителей Заявителя, при установлении интеллектуальных номеров в КДУ 800, соответствующего виду 8-800-А00-00-0А, где индекс А принимает числовые значения от "1" до "9",а также с учетом установленного в описании объекта закупки Извещения порядка и срока оказания услуг участником закупки может являться исключительно ПАО "Ростелеком", поскольку согласовать передачу ресурса нумерации от данного оператора связи (в случае его согласия) другому оператору связи по условиям, предусмотренным в Извещении, будет невозможно.
Пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных
Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил,что Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22
Закона о контрактной системе определена и обоснована начальная (максимальная) цена контракта посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам,или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС (в случае получения такой информации заказчиком).
Комиссией установлено, что Заказчиком в ЕИС размещены запросы о предоставлении ценовой информации NN 0273100000122000224, 0273100000122000234, 0273100000122000269, 0273100000122000285.
Так, представитель Заказчика сообщил, что Заказчиком неоднократно размещались запросы о предоставлении ценовой информации в ЕИС,но по данным запросам приходило недостаточное количество коммерческих предложений для формирования НМЦК, ввиду чего Заказчиком размещен запрос с измененным описанием объекта закупки N 0273100000122000285, соответствующий описанию объекта закупки Извещения.
Согласно представленным материалам дела, на основании запроса
N 0273100000122000285 Заказчику поступило три коммерческих предложения ООО "Лайт Порт" от 12.12.2022 рег. N 17/46293,ПАО "Мегафон" от 12.12.2022 рег. N 14/46470, ПАО "Ростелеком" от 12.12.2022 рег. N 14/46292, на основании которых Заказчиком размещено Извещение, что подтверждает, по мнению Заказчика, готовность иных участников рынка оказать Заказчику услуги в порядке и сроки, которые указаны в Извещении.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, подтверждающих, что услуги, указанные в описании объекта закупки, могут быть оказаны Заказчику единственным участником рынка, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 8.1.1 описания объекта закупки Извещения установлено,что не позднее 10 рабочих дней с даты заключения государственного контракта исполнитель должен представить для Единого контактного центра взаимодействия с гражданами интеллектуальный номер в КДУ 800, соответствующего виду 8-800-А00-00-0А, где индекс А принимает числовые значения от "1" до "9".
Пунктом 8.1.2 установлено, что не позднее 10 рабочих дней с даты заключения государственного контракта исполнитель должен представить для территориальных органов Заказчика согласно техническим требованиям Извещения не менее 79 номеров в КДУ 800 соответствующих виду: 8-800-X1X2X3-X4X5-X6X7, где индекс X1 принимает числовые значения от "1" до "9", индексы X2, X3, X4, X5, X6, X7 принимают числовые значения от "0" до "9", а также обеспечить настройку маршрутизации вызовов.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 26 Закона о связи федеральный орган исполнительной власти в области связи обязан утверждать российскую систему и план нумерации.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.01.2022 N 75 утверждены российская система (далее - Система нумерации) и план нумерации.
Согласно пункту 45 Системы нумерации формат номера при оказании услуг связи с использованием кодов доступа к услугам электросвязи (КДУ),в том числе к услугам связи по передаче данных и к телематическим услугам связи имеет вид:
ПН КДУ x1x2x3x4....xn,
где:
Пн - национальный префикс;
КДУ - код доступа к услуге электросвязи;
x1x2x3 - индекс, закрепляемый за оператором связи, предоставляющим услуги связи с использованием кодов доступа к услугам электросвязи;
x4...xn - номер услуги связи.
В ходе заседания Комиссии 09.01.2023 представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 8.1.1 описания объекта закупки Извещения интеллектуальный номер может иметь более 80 комбинаций, например, 8 800 100 00 02, 8 800 700 00 09, 8 800 500 00 03 и так далее.
Вместе с тем 10.01.2023 представитель Заказчика предоставил иные возражения, а также пояснил, что для удобства граждан и запоминаемости формат номера определен так, чтобы первая и последняя цифры номера совпадали.
Комиссия, изучив описание объекта закупки Извещения и сравнив пункты 8.1.1 и 8.1.2 описания объекта закупки Извещения, приходит к выводу, что требования Заказчика, установленные пунктом 8.1.1 описания объекта закупки Извещения, вводят участников закупки в заблуждение, а также не позволяют должным образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что требование касательно числовых значений индекса А интеллектуального номера - от "1" до "9" не соответствует пункту 45 Системы нумерации, так как, исходя из положений пункта 45 Системы нумерации, номер услуги связи может иметь числовое значение "0" для крайнего числового значения интеллектуального номера.
По мнению Комиссии, установление Заказчиком в описании объекта закупки Извещения числовых значений индекса А интеллектуального номера - от "1" до "9" приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку, например, участники рынка, обладающие правом пользования интеллектуального номера с крайним числовым значением "0", не смогут принять участие в Аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки Извещения, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "МТТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения
Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 11.01.2022 по делу N 28/06/105-11/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2023 г. N 28/06/105-11/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2023