На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Бюро по оценке имущества" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ "Соцэнерго" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению оценки стоимости объектов электрической инженерной инфраструктуры медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, расположенных в границах территории города Москвы, в Рузском, Красногорском, Одинцовском районах Московской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0873200009519000119) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не направившего в банк информацию о реквизитах специального счета для прекращения блокирования денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Оператор электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Оператора электронной площадки 28.12.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 10.01.2023.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 26.09.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 191 546, 51 рублей;
4) источник финансирования - бюджет города Москвы;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.10.2019;
6) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 18.10.2019;
8) по результатам рассмотрения первых частей заявок принято решение о допуске 7 заявок к участию в Конкурсе;
9) дата подачи окончательных ценовых предложений - 22.10.2019;
10) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 22.10.2019;
11) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 7 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением и Законом о контрактной системе;
12) победителем Конкурса признано ООО "Рашн Апрэйзл" с предложением о цене контракта в размере 67 000 руб.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не направившего в банк информацию о реквизитах специального счета для прекращения блокирования денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату публикации Извещения), по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
Согласно части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 83.2 Закона о контрактной системе, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 Закона о контрактной системе, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
Согласно Извещению размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 21 915, 47 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 23.10.2019 N ППИ1 победителем Конкурса признано ООО "Рашн Апрэйзл" (далее - Победитель), второй номер присвоен заявке Заявителя.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещен протокол признания Победителя уклонившимся от заключения контракта от 06.11.2019 N ППУ1.
При этом Оператор электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что Заказчиком 08.11.2019 в ЕИС, а также на сайте Оператора электронной площадки размещен проект государственного контракта, вместе с тем Заявителем в срок предусмотренный Законом о контрактной системе не подписан проект государственного контракта по Конкурсу, в связи с чем Заявитель признан отказавшимся от заключения контракта.
При этом Заказчик разместил в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.11.2019 N ППУ2.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что у Оператора электронной площадки отсутствовали правовые основания для разблокировки денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем часть 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусматривает, что победитель закупки вправе подписать проект контракта или разместить протокол разногласий либо отказаться от заключения контракта. При этом отказ участника закупки от заключения контракта не влечет правовых последствий в виде признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, и как следствие блокирование денежных средств.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, что нарушает часть 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод ООО "Бюро по оценке имущества" не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 10.01.2023 по делу N П-7/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 января 2023 г. N П-7/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023