Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ЮК "Гарант" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по технической поддержке Системы организации коллективной работы сотрудников Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ("Внутренний портал") и Системы экспертного сопровождения и общественного обсуждения Плана деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (официальный информационный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", шифр "Поддержка АИС 1" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009522000170) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 13.01.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.01.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 19.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 000 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 02004019990090019246, 02004019990090020242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.01.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только одна заявка (ООО "Минвайл"), признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлен ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок по Критерию.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 20 Положения установлено, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 20 Положения.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок, установленным в Извещении, по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий N 1) предметом договора (договоров), оцениваемого по Детализирующему показателю, сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): услуги/работы по эксплуатации и технической поддержке ведомственных, межведомственных порталов, официальных информационных сайтов в информационно-коммуникационной сети "Интернет" федеральных органов власти.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Извещению предметом контракта является техническая поддержка Системы организации коллективной работы сотрудников Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ("Внутренний портал") и Системы экспертного сопровождения и общественного обсуждения Плана деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (официальный информационный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", шифр "Поддержка АИС 1".
При этом согласно сведениям ЕИС на отраслевом рынке имеются договоры на выполнение работ по сопровождению, развитию, созданию и модернизации информационных систем, которые ранее исполнялись участниками закупок, например, для нужд государственных корпораций, муниципальных унитарных предприятий, образовательных учреждений и иных заказчиков.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил сведений, подтверждающих отличие информационных систем, сопровождаемых, развиваемых, создаваемых и модернизируемых для нужд федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных учреждений, федеральных государственных бюджетных учреждений от информационных систем, сопровождаемых, развиваемых, создаваемых и модернизируемых для нужд акционерных обществ, муниципальных унитарных предприятий, образовательных учреждений и иных заказчиков.
Исходя из вышеуказанного порядка рассмотрения и оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия N 1, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о необходимости предоставления контракта/договора, в рамках которого участнику необходимо оказать услуги по сопровождению и (или) развитию и (или) созданию и (или) модернизации информационных систем исключительно для федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных учреждений, федеральных государственных бюджетных учреждений.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса по Критерию, Детализирующему показателю Критерия N 1, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮК "Гарант" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42
Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.01.2022 по делу N 28/06/105-30/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 января 2023 г. N 28/06/105-30//2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2023