Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>
заседание проведено при участии в режиме видеоконференцсвязи представителей ООО "ТОН" <_> представителя МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" <_>., в присутствии представителей МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" <_>., представителя МУ "Управление по муниципальным закупкам Администрации г. Улан-Удэ" <_>.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОН" (далее - Заявитель, Общество) от 29.12.2022 на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона Выполнение работ по благоустройству общественной территории (Бульвар "Сиреневый") в г. Улан-Удэ, номер извещения - 0302300048722001117, и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
у с т а н о в и л а:
Заявитель считает, что аукционная комиссия неправомерно приняла решение о несоответствии его заявки требованиям закона и извещения об осуществлении закупки. Просит приостановить закупку и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Заказчик, уполномоченный орган с доводом жалобы не согласились, считают, что в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе, представлены письменные возражения на жалобу, просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее.
07.12.2022 на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона N 0302300048722001117. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 915 350,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 27.12.2022 заявка ООО "ТОН" отклонена на основании следующего: На основании п.8 ч.12 ст.48 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 в связи с выявлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке, а именно в пункте 17 "Проволока (катанка)" представлена недостоверная информация о величине максимальной овальности катанки: "Диаметр 6,3 мм. _. По точности прокатки катанка повышенной точности. Максимальная овальность катанки 50% суммы предельных отклонений по диаметру: 0,2 мм". В соответствии с пунктом 3.5 ГОСТ 30136-95 (ИСО 8457-1-89) "Овальность катанки не должна превышать 50% суммы предельных отклонений по диаметру". В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ 30136-95 (ИСО 8457-1-89) "Диаметры катанки, предельные отклонения по диаметру, площади поперечного сечения и масса одного метра длины должны соответствовать ГОСТ 2590". В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ 2590-2006 предельные отклонения по диаметру катанки повышенной точности (Б1): +0,1 мм и -0,5 мм. Сумма абсолютных (без учета знаков +/-) значений этих допусков составляет 0,6 мм. Соответственно 50% суммы предельных отклонений по диаметру составляет 0,3 мм. Знаки +/- не учитываются, так как речь идет не об абстрактном арифметическом действии, а о реальном измерении суммы натуральных чисел. При этом +0,1 мм это превышение в диаметре катанки на 0,1 мм,, а -0,5 мм это недостача в диаметре на 0,5 мм.
Действительно, из заявки ООО "ТОН" следует, что общество готово поставить товар по позиции 17 "проволока/катанка" со следующими характеристиками: Соответствует требованиям ГОСТ 30136-95. Горячекатаная в мотках. Диаметр 6,3 мм. По способу охлаждения катанка подвергнута одностадийному ускоренному охлаждению. По точности прокатки катанка повышенной точности. Максимальная овальность катанки 50% суммы предельных отклонений по диаметру: 0,2 мм. На поверхности катанки нет раскатанных трещин, прокатных плен, закатов, усов и раскатанных загрязнений. Отсутствуют отпечатки, рябизна, раскатанные пузыри и риски, отдельные мелкие плены, выводящие размеры катанки за предельные отклонения по диаметру. Максимальная масса окалины на поверхности катанки 18 кг/т. Российская Федерация (товарный знак отсутствует).
Вместе с тем, приложением к техническому заданию (характеристики товаров, поставляемых заказчику, при выполнении закупаемых работ) в позиции 17 "проволока/катанка" установлено: должна соответствовать требованиям ГОСТ 30136-95. Должна быть горячекатаная в мотках. Диаметр должен быть 6,3 или 6,5 мм. По способу охлаждения катанка должна быть охлаждена на воздухе или подвергнута одностадийному ускоренному или двухстадийному ускоренному охлаждению. По точности прокатки катанка должна быть повышенной или обычной точности. Максимальная овальность катанки не должна превышать 50% суммы предельных отклонений по диаметру. На поверхности катанки не должно быть раскатанных трещин, прокатных плен, закатов, усов и раскатанных загрязнений. Не допускаются отпечатки, рябизна, раскатанные пузыри и риски, отдельные мелкие плены, выводящие размеры катанки за предельные отклонения по диаметру. Максимальная масса окалины на поверхности катанки не более 18 кг/т.
Однако, проанализировав материалы жалобы, Комиссия Бурятского УФАС пришла к выводу, что заказчиком установлены избыточные требования к товарам в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия установила, что в приложении к техническому заданию (характеристики товаров, поставляемых заказчику, при выполнении закупаемых работ) в позиции 17 "проволока/катанка" установлены избыточные требования.
Комиссия отмечает, что установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и поддержана Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
В данном решении Верховный Суд РФ, отказывая в признании недействующим пункта 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, указал, что Закон о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к таком участию (часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 4 части 1 статьи 50, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 6 статьи 83 - в предыдущих редакциях). Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений. Так, например:
- пункт 17 "Проволока (катанка)" - требование "Максимальная овальность катанки не должна превышать 50% суммы предельных отклонений по диаметру.", "Максимальная масса окалины на поверхности катанки не более 18 кг/т.";
- пункт 19 "Труба стальная для стоек ограждения оцинкованная" - требование "Максимальное значение кривизны труб на 1 м длины должно быть 1,5 мм";
- пункт 22 "Битумы БНД 60/90 или БНД 90/130" - требование "Минимальная температура размягчения по кольцу и шару не ниже 43°С";
Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТОН" необоснованной.
2. Признать заказчика МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Направить материалы уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 12 января 2023 г. N 003/06/49-1064/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2023