Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> - руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия" <_> (доверенность от 11.01.2022) и генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс Проект" (далее - ООО "Ренессанс Проект", Подрядчик) <_>,
рассмотрев обращение ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик, Заявитель) (вх. N 27 от 09.01.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Ренессанс Проект" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на "выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство спального корпуса на 20 мест для Окинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в с. Саяны Окинского района"", ИКЗ - 20323082240032601001, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
у с т а н о в и л а:
Из представленных Заявителем документов и пояснений установлено, что 17.12.2021 по результатам электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство спального корпуса на 20 мест для Окинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в с. Саяны Окинского района"", между Заказчиком и ООО "Ренессанс Проект" заключен контракт N 212032308224003260100100040017111414. Цена Контракта - 850 000 рублей. В соответствии с пунктом 6.1 Контракта окончание выполнения работ: не более 315 календарных дней с момента заключения Контракта, т.е. не позднее 28.10.2022.
По состоянию на 21.12.2022 ООО "Ренессанс Проект" не исполнило обязательство по Контракту. Подрядчиком не представлены промежуточные результаты работ, не разработана, не согласована с Заказчиком и не передана ему проектная и рабочая документация, отсутствуют сведения о направлении на государственную экспертизу проектной документации.
На основании изложенного, 22.12.2022 Заявитель принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия для включения ООО "Ренессанс Проект" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Ренессанс Проект" в своих пояснениях указывает на отсутствие недобросовестного поведения, поскольку Обществом были предприняты меры по исполнению Контракта, в частности, путем обращения директора Общества в Администрацию муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия с целью согласования проектной документации. Просит не включать сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
- невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
- в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
В соответствии с п. 2.1-2.2 Контракта Подрядчик (генеральный проектировщик) обязуется перед разработкой проектной документации разработать и согласовать задание на проектирование с уполномоченным органом (организацией) госэкспертизы для получения согласования, разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство спального корпуса на 20 мест для Окинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в с. Саяны Окинского района" (далее по тексту именуемый "Объект") в установленные Контрактом сроки, а также от имени Государственного заказчика направить Проектную документацию на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости и согласовать Проектную документацию вместе с Государственным заказчиком со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (далее - Работы), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ на условиях, указанных в Контракте. Количество / единица измерения - 1 условная единица.
Этапы исполнения контракта определяются в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ, которое является приложением N1 к контракту и его неотъемлемой частью.
Подрядчик (генеральный проектировщик) обязан разработать и передать Государственному заказчику согласованное с уполномоченным органом (организацией) экспертизы задание на проектирование, Проектную и Рабочую документации, в том числе в форме электронных документов.
Пунктом 6.1 Контракта установлен срок выполнения работ (с учетом прохождения обязательных государственных экспертиз). Начало выполнения работ: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: не более 315 календарных дней с момента заключения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 14.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- если Подрядчик (генеральный проектировщик) не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Государственный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Государственный заказчик вправе назначить Подрядчику (генеральному проектировщику) разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком (генеральным проектировщиком) в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Государственным заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, Государственный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с нарушением срока выполнения работ 22.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Подрядчиком 22.12.2022 и вступило в силу 09.01.2023.
В соответствии частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Действия, направленные на исполнение Контракта в период 22.12-09.01.2023, Подрядчиком не предпринимались.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
09.01.2023 Заказчиком направлено обращение о включении сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссия Бурятского УФАС России считает действия Заказчика соответствующими положениям Закона о контрактной системе.
Как следует из представленных документов, обязательства по Контракту ООО "Ренессанс Проект" не исполнены.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к неисполнению контракта.
Действуя в рамках заключения и исполнения муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, Подрядчик несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
ООО "Ренессанс Проект" подало заявку на участие в электронном аукционе, задекларировав согласие на условия положений документации о проведении электронного аукциона, и, как следствие, заключило контракт, принимая на себя обязательства по его исполнению.
Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что Подрядчиком не представлены промежуточные результаты работ, не разработана, не согласована с Заказчиком и не передана ему проектная и рабочая документация, отсутствуют сведения о направлении на государственную экспертизу проектной документации.
Действия ООО "Ренессанс Проект", выразившиеся в неисполнении условий Контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта, что подтверждает факт существенного нарушения ООО "Ренессанс Проект" условий Контракта.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Подрядчиком не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание обращение Заказчика, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному Заказчику и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Ренессанс Проект" ИНН 0319102769, адрес (местонахождение): 671110, Республика Бурятия, Тарбагатайский р-н, с. Надеино, ул. Ленина, д. 105, и его директоре <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Ренессанс Проект" считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.
Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по разделу I |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу III |
|||
09.01.2023 |
10.01.-11.01.2023 |
09.01.2023 |
- |
09.01.2023 |
10.01.-16.01.2023 |
16.01.2023 |
- |
17.01.-19.01.2023 |
19.01.2023 |
- |
- |
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 16 января 2023 г. N 003/06/104-9/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2023