Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителей Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" <_> в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" от 12.01.2023 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "СОТО" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кабанск" (извещение N 0102200001621003322), в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Из обращения Заказчика следует, что 30.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств согласно условиям заключенного контракта. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком направлены сведения о включении ООО "СОТО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев представленные сторонами документы, установила следующее.
09.09.2021 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона, номер извещения - 0102200001621003322. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 257 467,00 рублей.
05.10.2021 заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кабанск".
В соответствии со следующими пунктами контракта:
2.1. Подрядчик (генеральный проектировщик) обязуется выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кабанск" (далее по тексту именуемый "Объект") в установленные Контрактом сроки, а также от имени Заказчика направить Проектную документацию на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости (далее - "положительное заключение государственной экспертизы") и согласовать Проектную документацию вместе с Заказчиком со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ на условиях, указанных в Контракте. Количество / единица измерения - 1 условная единица.
2.2. Перечень Исходных данных для проектирования установлен Приложением 4 к контракту.
2.3. Подрядчик (генеральный проектировщик) в течение 3 (трёх) рабочих дней осуществляет проверку достаточности для разработки Проектной документации и Рабочей документации, представленных ему Исходных данных и их соответствия применимым нормативным правовым актам, действующим на территории Российской Федерации, по результатам которой Подрядчик (генеральный проектировщик) подписывает и направляет Заказчику двусторонний письменный акт приема-передачи Исходных данных либо направляет мотивированное письменное уведомление о необходимости предоставления недостающих Исходных данных и (или) о несоответствии их нормативным правовым актам, действующим на территории Российской Федерации (далее по тексту - "Уведомление").
2.4. Подрядчик (генеральный проектировщик) оказывает возможное содействие Заказчику в получении недостающих и соответствующих Исходных данных.
2.5. Заказчик обязан:
2.6. Передать Подрядчику (генеральному проектировщику) в предусмотренном Контрактом порядке Исходные данные, достаточные для подготовки Проектной документации и Рабочей документации.
5.1. Цена Контракта составляет: 1 050 096,51 (один миллион пятьдесят тысяч девяносто шесть) рублей 51 копейка, НДС не облагается.
6.1. Срок выполнения работ (с учетом прохождения обязательных государственных экспертиз). Начало выполнения работ: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ согласно Графику выполнения работ (Приложение N3 к контракту). Окончание срока выполнения работ по Контракту не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика (генерального проектировщика).
14.4. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- если Подрядчик (генеральный проектировщик) не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Государственный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику (генеральному проектировщику) разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 14.4 контракта 30.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств по контракту.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе и получено обществом 30.12.2022.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 10.01.2023.
Требования ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Обществом на рассмотрении обращения представлены пояснения, в которых отражены причины невозможности своевременного исполнения контракта.
05.10.2021 между ООО "СОТО" и ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья" заключен контракт N 0102200001621003322 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, село Кабанск".
В соответствии с графиком выполнения работ (приложение N3 к контракту) дата окончания работ - не более 212 календарных дней с момента заключения контракта (до 20.04.2022).
В соответствии с пунктами 3.4, 4.2.1 контракта заказчик обеспечивает передачу подрядчику исходных данных для подготовки проектной и рабочей документации.
В соответствии с пунктами 22-24 задания на проектирование (приложение N1 к контракту) наружные инженерные сети должны быть запроектированы согласно техническим условиям на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения или информации для проектирования ресурсоснабжающих организаций и в соответствии с действующими нормативными документами.
Пунктом 2.4 задания на проектирование (приложение N1 к контракту) предусмотрено централизованное водоснабжение.
В соответствии с пунктом 17 задания на проектирование, пунктами 3.4, 4.2.1 контракта государственный заказчик не обеспечил подрядчика исходной документацией, в частности техническими условиями на подключение объекта к холодному водоснабжению. При обследовании объекта реконструкции установлено: централизованное водоснабжение отсутствует; водоснабжение объекта реконструкции осуществляется от имеющейся скважины, расположенной в пристроенном к существующему зданию помещении.
Согласно ответу МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования "Кабанский район" исх N116 от 10.02.2022 технические условия на присоединение к централизованным сетям холодного водоснабжения двухквартирного дома по адресу Кабанск, ул. Вишневая 5, не могут быть выданы, поскольку отсутствует централизованное водоснабжение.
ООО "СОТО" известило заказчика о данных обстоятельствах, что подтверждается письмом от 24.02.2022.
28.03.2022 ООО "СОТО" известило заказчика о том, что предусмотренные графиком выполнения работ сроки не могут быть соблюдены, поскольку заказчиком не предоставлены технические условия на подключение объекта к холодному водоснабжению, заказчиком нарушены сроки по предоставлению исходной документации на земельный участок, проведение обследования технического состояния объекта реконструкции в указанные сроки не произведено в связи с отсутствием доступа в помещения объекта реконструкции.
В период с момента заключения контракта 05.10.2021 по 30.09.2022 между заказчиком и подрядчиком велась переписка по вопросу исполнения контракта, что подтверждается материалами дела.
01.08.2022 заказчик направил подрядчику дополнительное соглашение N1, в котором предусматривалось исключение из условий контракта обязанности заказчика о предоставлении технических условий на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение объекта. Заказчик предложил включить в техническое задание условия обеспечения холодного водоснабжение реконструируемого объекта от существующей скважины. 20.09.2022 заказчик предложил подрядчику предусмотреть в проектных решениях восстановление водозаборной скважины и изготовление паспорта на скважину.
ООО "СОТО" 30.09.2022 известило заказчика о невозможности продолжения работ по проектированию и реконструкции объекта в связи с отсутствием возможности обеспечения объекта реконструкции от централизованного источника холодного водоснабжения.
10.11.2022 заказчик известил ООО "СОТО" о том, что ГБУ "Республиканский ресурсный центр Семья" не имеет возможности предоставить необходимые исходные данные для проектирования, а именно технические условия на водоснабжение, а также на основании экономической нецелесообразности проведения реконструкции предложило расторгнуть контракт N 0102200001621003322 от 05.10.2021 по соглашению сторон.
ООО "СОТО" сообщило о своем согласии на расторжение контракта по соглашению сторон, что подтверждается письмом N341/22 от 13.12.2022, а также потребовало возместить затраты на сумму 208486,00 руб.
28.12.2022 ООО "СОТО" направило в адрес заказчика письменное предложение о заключении соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон, при этом указало, что неисполнение контракта вызвано непредставлением заказчиком исходных данных на водоснабжение реконструируемого объекта, ООО "СОТО" надлежаще исполняло свои обязательства по контракту. Кроме того, ООО "СОТО" указало, что при заключении соглашения о расторжении контракта по взаимному соглашению сторон, претензий к заказчику по поводу взыскания сумм 208486,00 руб. не будет предъявлять.
Заказчик 28.12.2022 направил согласие на расторжение контракта N0102200001621003322 от 05.10.2021.
Однако, 12.01.2023 заказчик направил в адрес Бурятского УФАС России обращение о включении ООО "СОТО" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по основаниям пункта 2 статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Подрядчиком совершены необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте, направленные на соблюдение требований Закона в контрактной системе, тем самым явно выражая намерения к исполнению контракта. Материалы дела не свидетельствуют о том, что действия подрядчика были направлены на умышленное несоблюдение условий контракта. У ООО "СОТО" отсутствовала объективная возможность выполнить условия контракта по проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Бурятского УФАС России, изучив представленные материалы, пояснения сторон, решила сведения в отношении ООО "СОТО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта не включать, ввиду отсутствия в действиях подрядчика ненадлежащего поведения, достаточного для включения в Реестр.
В пункте 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, разъяснено, что Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в Гражданском кодексе Российской Федерации и подлежат применению.
Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе Российской Федерации.
При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом, во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным законом.
При этом обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе и Правил N 1062 следует, что факты о неисполнении государственного контракта, которое обусловлено недобросовестным поведением общества, целенаправленно уклонившегося от его исполнения при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, антимонопольному органу представляет заказчик и доказывает факт недобросовестного поведения подрядчика.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон Комиссия установила, что заказчиком в антимонопольный орган с заявлением о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что неисполнение указанного договора обусловлено именно недобросовестным поведением общества, целенаправленно уклонившегося от его исполнения при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и таком уклонении лица от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении.
Принимая во внимание вышесказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "СОТО" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку Комиссия не усматривает намерения в уклонении от исполнения заключения контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "СОТО" (ИНН <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 18 января 2023 г. N 003/06/104-17/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2023