Резолютивная часть решения оглашена "16" января 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" января 2023 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
|
при участии посредством видеоконференцсвязи: /_/
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/105-12/2023 ООО "Экомедси" по существу, установила:
10.01.2023 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Экомедси" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона N0137200001222006363, предметом которого является поставка компьютерного томографа рентгеновского спирального с многорядным детектором (многосрезовый) (далее - Аукцион).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки, не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы Заявителя, в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 26.12.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137200001222006363 о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка компьютерного томографа рентгеновского спирального с многорядным детектором (многосрезовый) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 57 549 786,67 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 11.01.2023 08:00.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ГБУЗ Калужской области "ЦМБ N3".
2. В соответствии с пунктами 1,3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик не применил позиции Каталога ТРУ, установил дополнительные характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ в нарушение законодательства о контрактной системе, а также не дал обоснования требуемой характеристики, нарушив положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 145).
В соответствии с пунктами 5, 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе:
5) наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона,
15) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Извещением рассматриваемой закупки установлены ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).
В пункте 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно описанию объекта закупочной процедуры Заказчиком закупается медицинское оборудование.
Так, по мнению Заявителя, Заказчик проводит закупку по коду ОКПД2 26.60.11.111 Томографы компьютерные, при этом, в нарушение требований закона не использует позиции КТРУ, соответствующие объекту закупки.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя заказчика, в соответствии с приказом Минздрава России от 09.06.2020 N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" (далее- Приказ N 560н, Правила) компьютерная томография относится к рентгенологическим исследованиям.
Следовательно, при формулировании требований к закупаемому компьютерному томографу заказчик обязан руководствоваться и требованиями Приказа N 560н.
Для проведения компьютерной томографии закупаемое оборудование должно иметь в составе специализированное программное обеспечение (на это указывается также в п. 5.1 ГОСТ Р 55771-2013).
Так, в соответствии с клиническими рекомендациями "Идиопатический легочный фиброз" появление новых билатеральных изменений органов грудной клетки по типу "матового стекла" свидетельствует об обострении заболевания.
А согласно клиническим рекомендациям "Легочная гипертензия, в т. ч. хроническая тромбоэмболическая легочная гипертензия" характерные изменения в виде интерстициального отека легких с центральными затемнениями в виде "матового стекла" и утолщением интралобулярных перегородок указывают на диагноз "веноокклюзионная болезнь легких".
С 1 января 2022 г. клинические рекомендации, утвержденные Минздравом России, являются обязательными для применения при оказании медицинской помощи в соответствии с положениями Федерального закона от 25.12.2018 N 489-ФЗ.
Следовательно, закупаемый аппарат должен обладать возможностями анализа узелковых образований в легких, в т. ч. по типу "матового стекла". Иные требования к специализированному программному обеспечению также следуют из клинических рекомендаций Минздрава России.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, Каталог товаров, работ, услуг содержит 40 записей в отношении "томограф компьютерный".
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Использование имеющихся кодов КТРУ невозможно, ввиду несоответствия имеющегося в каталоге описания, необходимым заказчику характеристикам, которые позволяют обеспечить соответствие закупаемого оборудования потребностям заказчика.
Соответственно, заказчик при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с указанием кода такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКГ1Д2) ОК 034-2014.
Согласно ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок", Заказчик вправе включать в техническое задание дополнительные требования, обоснованные заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003322006824 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из того, что в каталоге товаров, работ, услуг отсутствует код КТРУ, который соответствовал бы потребности заказчика, а ограничения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 распространяются исключительно на те характеристики оборудования, которые установлены в соответствии с позицией КТРУ, описание объекта закупки, в том числе включение дополнительных характеристик, осуществляется заказчиком на основании ст. 33 Закона о контрактной системе и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с "Описанием объекта закупки" Заказчиком напротив каждой позиции характеристики указано обоснование необходимости установления такой характеристики.
В ходе рассмотрения жалобы и изучения представленных в материалы дела документов, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
Заявителем жалобы в материалы дела не представлено и не обосновано какая позиция КТРУ соответствует томографу, закупаемому в обжалуемой закупке.
Из буквального толкования положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом описать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Потребности Заказчика, установившего в описании объекта закупки требования к характеристикам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу специфики своей деятельности, не могут свидетельствовать о нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам приобретаемых товаров Заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимым медицинским оборудованием для оказания качественной медицинской помощи гражданам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик установил избыточные требования при описании объекта закупки, а именно: Требования пунктов 14.2 "Инструктаж специалистов Заказчика, 16.2 "Плановое профилактическое обслуживание, 17.1 "Бесплатная телефонная линия для обращений Заказчика. Описание объекта закупки в пункте 15 содержит неправомерное требование к периоду гарантийных обязательств на всю систему. Описание объекта закупки в п. 16 - 20.2 содержит требования к гарантийному обслуживанию медицинского оборудования, что противоречит положениям ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно ч.4 ст.33 Закона N 44-ФЗ требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Также стоит отметить, что в ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" в разделе 3. "Термины и определения" приводится следующее определение: Гарантийный срок эксплуатации - период времени, в течение которого, изготовитель несёт изготовитель гарантирует стабильность показателей качества продукции в процессе эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации.
А также в Приложении Б "Пример медико-технических характеристик рентгеновского компьютерного томографа" параметр "Гарантийный срок эксплуатации" приведен непосредственно в таблице с техническими требованиями, наряду с остальными техническими характеристиками.
В ГОСТ Р 55719-2013 "Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования", по отношению к которому ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" является частным указано следующее: "п.5.14 Требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию".
Из всего вышесказанного следует, что требования к гарантийному сроку устанавливаются заказчиком при необходимости, а профильные отраслевые ГОСТы прямо указывают на эту необходимость и относят данное требование к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки, что не противоречит положениям ст. 33, 42 Закона о контрактной системе, а установление требования к обучению (инструктажу) и гарантийному обслуживанию товара прямо предусмотрено частью 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, доводы жалобы Заявителя признаются необоснованными.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Экомедси" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
Чуриков М.А. |
Члены комиссии: |
___________________ |
Магер А.А. |
|
___________________ |
Умнова Ю.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 18 января 2023 г. N 040/06/105-12/2023 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - гарантийный срок - ктру)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023