Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33771-ЭП/22 от 28.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по испытанию устройства защитного заземления с указанием сопротивления растекания тока основных заземлителей, проверке состояния сети заземления оборудования и электроустановок, измерению сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверке эффективности вентиляции, контролю эксплуатационных параметров, проведению радиационного контроля, определению эффективных доз облучения пациентов и испытанию индивидуальных и передвижных средств радиационной защиты с оформлением технических паспортов на рентгенологические кабинеты (извещение N 0372100049622001392),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по испытанию устройства защитного заземления с указанием сопротивления растекания тока основных заземлителей, проверке состояния сети заземления оборудования и электроустановок, измерению сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверке эффективности вентиляции, контролю эксплуатационных параметров, проведению радиационного контроля, определению эффективных доз облучения пациентов и испытанию индивидуальных и передвижных средств радиационной защиты с оформлением технических паспортов на рентгенологические кабинеты (извещение N 0372100049622001392) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 078 822,15 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" заключен государственный контракт N 03721000496220013920001 от 18.07.2022 на сумму 458 499,50 рублей (далее - Контракт), по условиям которого участник обязался выполнить работы и оказать услуги по испытанию устройства защитного заземления с указанием сопротивления растекания тока основных заземлителей, проверке состояния сети заземления оборудования и электроустановок, измерению сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверке эффективности вентиляции, контролю эксплуатационных параметров, проведению радиационного контроля, определению эффективных доз облучения пациентов и испытанию индивидуальных и передвижных средств радиационной защиты с оформлением технических паспортов на рентгенологические кабинеты (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 15.7.1 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в том числе в следующих случаях:
- Исполнитель выполняет Работы ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- Исполнитель не отвечает требованиям п. 2.6 - 2.10. Контракта;
- неоднократное нарушение Исполнителем срока этапа Работ;
- однократное нарушение срока выполнения Работ (этапа Работ), в случае если нарушение срока вдовое превышает срок выполнения Работ (этапа Работ), предусмотренный пунктом 4.1. Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 15.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" пояснил следующее.
В соответствии с п. 1.2 Контракта Результатом выполненных работ является: Протоколы проведения измерений и оформленные технические паспорта на рентгенологические кабинеты в соответствии с требованиями Технического задания (приложение N1 к Контракту).
В соответствии с п. 2.2. Контракта Содержание, сроки и место выполнения Работ указаны в ТЗ (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с п. 3.1. Работы (этапы Работ) выполняются в сроки, указанные в ТЗ (приложение N1 к Контракту).
Начало выполнения Работ - с даты заключения Контракта.
По условиям Контракта (п.п. 5.1, 5.2) Результат приемки выполненных Работ (этапа Работ) оформляется путем подписания Сторонами структурированного электронного документа о приемке в ЕИС.
В срок, не ранее чем за 1 (один) день до окончания Работ (этапа Работ) Исполнитель формирует с использованием единой информационной системы (ЕИС) на сайте https://zakupki.gov.ru, подписывает усиленной электронной подписью (ЭЦП) лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Датой окончания выполнения Работ является дата уведомления Заказчика о готовности выполненных Работ (этапа выполненных Работ) к сдаче.
Документ о приемке работ в рамках исполнения Контракта (отдельного этапа исполнения Контракта), сформированный в ЕИС в электронной форме и подписанный электронными подписями по правилам Федерального закона "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручными подписями.
При формировании документа о приемке в личном кабинете в ЕИС Исполнитель в обязательном порядке прилагает к формируемому документу о приемке обеспечение гарантийных обязательств в размере и в порядке, предусмотренными разд. 9 Контракта. Исполнитель вправе приложить к формируемому в ЕИС документу о приемке иные юридически значимые документы о приемке работ по форме, предусмотренной условиями Контракта и подписать их электронной подписью. При этом прикладываемая информация не должна противоречить информации в электронном документе о приемке.
Пункт 5.3 Контракта: Для проверки представленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик вправе провести экспертизу. Экспертиза результатов выполненных Работ может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. Срок приемки продлевается на срок проведения экспертизы.
Пункт 5.4 Контракта: Заказчик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения от Исполнителя документов в соответствии с п. 5.1. Контракта и обеспечения гарантийных обязательств (при установлении соответствующего требования в разд. 9 Контракта), осуществляет проверку выполненных Работ (этапа Работ) по Контракту на предмет соответствия выполненных Работ требованиям и условиям Контракта. По результатам проверки Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа и срока устранения недостатка.
В случае выявления расхождений в документах Исполнителя, представленных в ЕИС в составе документа о приемке, Заказчик возвращает Исполнителю документ о приемке на доработку. В случае необходимости доработки документа о приемке Исполнитель формирует в личном кабинете ЕИС корректировочный документ, вносит исправления и направляет Заказчику корректировочный документ в срок не более 5 рабочих дней с даты направления Заказчиком информации о расхождении.
Выявленные недостатки устраняются Исполнителем за его счет.
Пункт 5.5. Контракта: После устранения Исполнителем в установленные Заказчиком сроки недостатков, послуживших основанием для направления мотивированного отказа от приемки выполненных Работ (этапа Работ), Исполнитель повторно представляет Заказчику документы, указанные в пунктах 5.1, 5.2 Контракта.
Пункт 5.6 Контракта: Заказчик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения документов, повторно направленных Исполнителем в соответствии с пунктом 5.5 Контракта, осуществляет проверку и приемку выполненный Работ (этапа Работ) в порядке, предусмотренном пунктами 5.3 и 5.4 Контракта.
Как усматривается из сведений, содержащихся ЕИС в рамках исполнения взятых на себя обязательств ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" как Исполнитель Работ по Контракту в обусловленные сроки - 15.12.2022 выставило документы для их приемки Заказчиком.
Тот факт, что ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" не направило уведомление с прилагаемыми документами за 1 день до окончания выполнения Работ по Контракту, как это закреплено в п. 5.1 Контракта - 14.12.2022, не является существенным нарушением срока окончания и сдачи Работ, настолько, чтобы Заказчик мог воспользоваться правом на односторонний отказ от исполнения Контракта по причине нарушения срока сдачи Работ, тем более, что Исполнитель за данное нарушение, фактически относящееся к начальной процедуре сдачи Работ, выплатил штраф в размере 5000 рублей.
Более того, поскольку срок окончания выполнения работ по Контракту согласно п. 4.1 Контракта Раздела 3. "Срок и место выполнения работ" обусловлен датой 15.12.2022, за 1 день до указанной даты выставить документы не представляется возможным, поскольку это связано с досрочным исполнением Контракта, а оформляемые в рамках Контракта документы находятся в рабочем состоянии. В связи с чем, направление Заказчику уведомления о готовности сдать выполненную Работу по Контракту за 1 день относится не к своевременной или несвоевременной сдачи Работ, а к нарушению процедуры уведомления Заказчика, что не одно и тоже, но, несмотря на это, Исполнитель выплатил Заказчику штраф, компенсировав тем самым нарушение условий п. 5.1 Контракта.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ПЕРВАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ" (ИНН: 3435036329) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2023 г. N РНП-78-21/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023