Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
ИП Прохорова Александра Владимировича (далее - Участник, Поставщик): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33773-ЭП/22 от 28.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку зеркал (извещение N 0372100049622001959),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку зеркал (извещение N 0372100049622001959) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 54 670,10 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Прохоров Александр Владимирович.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Прохоровым Александром Владимировичем заключен государственный контракт N 03721000496220019590001 от 18.10.2022 на сумму 47 562,98 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 13.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Прохоровым Александром Владимировичем в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Прохоровым Александром Владимировичем устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
ИП Прохоров Александр Владимирович не направил своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указало, что предпринимало все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
Согласно данным пояснениям, Поставщик не согласен с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе, по указанному основанию. Поскольку, фактические обстоятельства дела, действия Поставщика, направленные на исполнение обязательств по Контракту, однозначно свидетельствуют о намерениях Поставщика исполнить обязательства по Контракту, а также получить оплату в соответствии с условиями Контракта.
В день получения заявки от Заказчика, а именно 24.10.2022, платёжным поручением N 193 от 24.10.2022 Поставщик оплатил счёт и разместил заказ на производство зеркал, являющихся предметом Контракта.
В дальнейшем, исполнитель заказа производства зеркал неоднократно переносил сроки поставки, ссылаясь на большую загруженность производства.
В свою очередь, ИП Прохоров Александр Владимирович, в виду большой нагрузки, являясь одновременно руководителем и бухгалтером допустил ошибку - ожидал ответа по сроку производства от исполнителя заказа, но не проконтролировал течение срока с даты получения заявки от Заказчика.
13.12.2022 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту. Данное решение вступило в силу 26.12.2022.
При этом, 23.12.2022 Поставщиком была осуществлена поставка зеркал в полном объёме. При приёмке Заказчик обнаружил недостачу крепежей и неполный пакет документов о чём 26.12.2022 сообщил Поставщику в мотивированном отказе от приёмки. В тоже время, на момент передачи товара Заказчику 23.12.2022 представители Заказчика не сообщали о каком-либо несоответствии.
27.12.2022 Поставщик пытался передать Заказчику недостающие крепежи и документы, но Заказчик отказался принять их.
Таким образом, зеркала поставлены в полном объёме что не отрицается Заказчиком. Из мотивированного отказа Заказчика следует, что в комплекте поставки отсутствует 23 крепежа и не полный пакет документов. После поставки зеркал 23.12.2022 Заказчик имел полное право отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту, так как зеркала были поставлены, а неполная комплектация крепежей не влияла на качество зеркал. Поставщик был готов поставить недостающие крепежи и документы буквально на следующий день, о чём в письменной форме сообщил Заказчику (исх. N 21/12 от 27.12.2022). Также хотелось бы отметить, что по условиям Контракта Заказчик осуществляет приёмку поставленного товара в течение 15 рабочих дней после поступления документа о приёмке (пункт 3.8 Контракта).
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к её проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, при приёмке товара Заказчик не исполнил своё обязательство провести экспертизу выполненных работ для проверки их результатов на соответствие условиям Контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, не указал на те положения Контракта, которым не соответствуют зеркала.
Таким образом, отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что поставленные Поставщиком и переданные Заказчику зеркала не соответствуют положениям Контракта.
Однако, факт того, что Поставщик поставил зеркала Заказчику в полном объёме подтверждён Заказчиком документально, мотивированным отказом от 26.12.2022.
Доказательства несоответствия поставленного товара условиям Контракта, а именно документов об экспертизе результатов таких работ, проведённой Заказчиком своими силами либо с привлечением экспертов, экспертных организаций не представлено.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ИП Прохорова Александра Владимировича в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией УФАС было установлено, что ИП Прохоров Александр Владимирович неоднократно являлся исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ИП Прохорове Александре Владимировиче, что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Прохорова Александра Владимировича предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ИП Прохорова Александра Владимировича в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Прохорова Александра Владимировича (ИНН: 782023258360) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2023 г. N РНП-78-23/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023