Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Ленводхоз" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "ППК "СибРегионПроект" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33776-ЭП/22 от 28.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке документации на проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения плотина в п.Горелово (извещение N 0872500001922000030),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке документации на проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения плотина в п.Горелово (извещение N 0872500001922000030) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 946 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ППК "СибРегионПроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ППК "СибРегионПроект" заключен государственный контракт N 32-ЭА от 31.05.2022 на сумму 2 312 610,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 12.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ППК "СибРегионПроект" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее.
Работы по Контракту состоят из (Приложение N1 к Описанию объекта закупки):
- Прохождения государственной экспертизы;
- Разработки рабочей документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения плотина в и. Горелово.
В соответствии с п. 3.3. Контракта работы по Контракту должны быть выполнены до 09.12.2022.
По состоянию на 12.12.2022 Подрядчик не прошел государственную экспертизу (не сданы документы в СПб ГАУ "ЦГЭ") и соответственно не приступил к разработке рабочей документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения плотина в п. Горелово.
Таким образом, Подрядчик нарушил срок выполнения работ, установленный Контрактом.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ППК "СибРегионПроект" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ППК "СибРегионПроект" пояснил следующее.
ООО "ППК "СибРегионПроект" категорически не согласно с требованием Заказчика, поскольку не имеется каких-либо правовых оснований для его удовлетворения.
Т.е., на момент решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, срок действия контакта не истек, при этом участник закупки выполнял все обусловленные контрактом работы и предоставлял их Заказчику.
Так, в своем решении СПб ГКУ "Ленводхоз" ссылается, что на момент его принятия ООО "ППК "СибРегионПроект" не была пройдена экспертиза, что говорит о несоблюдении сроков выполнения работ. С данным доводом нельзя согласиться, так как в соответствии с п.3.3. Контракта окончание сроки выполнения работ - 09.12.2022 г., а не срок окончания действия Контракта, и за нарушение которого у Подрядчика наступает ответственность в виде пени, предусмотренной в п. 9.3. Контракта.
Тем временем, в п. 10.2. Контракта говорится, что по окончании выполнения работ Подрядчик в течении 2 (двух) рабочих дней передает отчетную документацию, предусмотренную пунктом 17.1 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки Заказчику, но не позднее 14.12.2022.
Кроме того, согласно п.12.12. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31.12.2022.
Таким образом, говорить о неисполнении контракта на 12.12.2022 не было оснований, поскольку предельные сроки контракта на тот момент еще не вышли.
Со стороны подрядчика были выполнены действия, направленные на проведение экспертизы проектно-сметной документации, и получение положительного заключения, а именно:
1) загрузка документов на портал государственной экспертизы первый раз была произведена 08.07.2022 (приложение 21 стр. 1, 3), далее по замечаниям, полученным от экспертизы, проводилось согласование документации с Заказчиком.
Вместе с тем в период согласования проектно-сметной документации с Заказчиком, Подрядчиком несколько раз корректировалась документация, разработанная другим подрядчиком, (с которым ранее был заключен катаракт у Заказчика на разработку документации), Заказчиком выдавались замечания разного характера, разными специалистами, замечания противоречили друг другу, о чем было неоднократно сказано лицам, которые контактировали с руководителем Подрядчика, в переписке WhatsApp, а так же в рамках телефонных переговоров, кроме того, руководитель подрядчика, и главный специалист, имея опыт проведения подобных экспертиз более 16-ти лет, неоднократно информировал Заказчика о нецелесообразности внесения корректировок в сметную документацию, в связи с тем, что эти же вопросы будут рассмотрены экспертизой с другой точки зрения. Также, задавался вопрос о намеренном затягивании вопроса согласования, и об отсутствии интереса Заказчика в получении положительного результата по Контракту.
Далее, получив согласование Заказчика (Письмо исх. 012593-22-0-1 от 24.11.2022, документация была вновь загружена на портал государственной экспертизы 28.11.2022, после чего 02.12.2022 были получены замечания, в составе которых было замечание о том, что заказчик не согласовал ведомости объемов работ. Это согласование Заказчик должен был предоставить по письму Подрядчика Исх. N 268 от 25.10.2022. Кроме того, экспертиза неверно определила вид строительства, о чем свидетельствует замечание на стр. 11. Этот спорный вопрос Подрядчик решал путем переговоров с экспертизой, в итоге, сняв это замечание. Заказчику сначала устно было предложено устранить замечание по согласованию Ведомостей объемов работ, однако, представитель Заказчика, с которым общался руководитель, перестал отвечать на телефонные звонки. Другой представитель Заказчика, попросил написать официальное письмо, но ответа на него так и не поступило. Далее в срок до 31.12.2022 Подрядчик несколько раз направлял документы в экспертизу, устраняя замечания, но без согласования ведомостей объемов Подрядчик не имел возможности получить положительный ответ экспертизы о принятии документов для рассмотрения.
В период с октября по декабрь 2022, руководитель Подрядчика не смог связаться с руководителем Заказчика, ни по мобильной связи (не отвечал), ни по стационарному телефону, секретарь отвечал, что Руководитель занят. Таким образом, еще в октябре 2022. Заказчик утратил интерес к результатам Контракта, и никак не содействовал Подрядчику в получении результата работ. Кроме того, считаем, что по вине Заказчика, Подрядчик не смог устранить все замечания при загрузке.
2) Подрядчиком в полном объеме разработана рабочая документация, что входило в состав работ по Контракту, и предоставлена Заказчику 14.12.2022, сопроводительным письмом Исх. N 343 от 14.12.2022. Согласования, либо ответа с замечаниями от Заказчика в адрес Подрядчика не поступало.
Со своей стороны, Руководитель ООО "ППК "СибРегионПроект" после решения Заказчика об одностороннем отказе от контракта, предпринимал попытки урегулировать вопрос, в рамках телефонного разговора с руководителем Заказчика, а также направлением письма в адрес Заказчика Исх. N 342 от 14.12.2022.
Между тем, исходя из вышеописанного и документально подтверждённого, явственно усматривается исключительно добросовестное поведение ООО ППК "СибРегионПроект", направленное на полное выполнение спорного контракта.
Учитывая сложившуюся ситуацию, очевидно, что Заказчик, утратив интерес к Контракту, что свидетельствует из вышесказанного в данном письме, не оказал Подрядчику должного содействия в исполнении Контракта, перестал отвечать на телефонные звонки, злоупотребляя своими правами, расторг в одностороннем порядке Контракт.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "ППК "СибРегионПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "ППК "СибРегионПроект" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "ППК "СибРегионПроект", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ППК "СибРегионПроект" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ППК "СибРегионПроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ППК "СибРегионПроект" (ИНН: 4217142390) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2023 г. N РНП-78-25/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2023