Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Заказчик):
ООО "КАРТСОФТ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33646-ЭП/22 от 27.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку картриджей для СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (извещение N 0372200184922000017),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку картриджей для СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (извещение N 0372200184922000017) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 503 278,67 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "КАРТСОФТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КАРТСОФТ" заключен государственный контракт N 0372200184922000017 от 07.11.2022 на сумму 362 483,60 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.6, 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КАРТСОФТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку картриджей для СПб ГБУ "Камерный хор "Петербургские серенады" (далее - Товар) в срок не ранее 5 (пяти) и не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
Таким образом, срок поставки Товара - 21.11.2022.
15.11.2022 в адрес Заказчика поступило письмо от Участника о невозможности исполнить Контракт в полном объеме (исх. N КС-N45/11-22) в связи с отсутствием одного из картриджей на рынке.
Таким образом, Участник изначально ввел в заблуждение Заказчика в части возможности исполнения им Контракта.
Заказчик полагает, что Участник на момент заключения Контракта не интересовался наличием этих картриджей на рынке и поставлять их не собирался.
Заказчик провел анализ и выяснил, что данные картриджи на рынке есть, но по большей цене, чем указаны в Контракте, при этом, на остальные картриджи цена упала. По мнению Заказчика, Участник воспользовался и исказил ситуацию в своих интересах и поставил только часть картриджей по меньшей стоимости, получив максимальную выгоду и не поставил дорогостоящие картриджи.
В ответ на письмо Участника Заказчиком была направлена претензия посредством Официального сайта (исх. N 158 от 16.11.2022), с требованием о поставке Товара в полном объеме. В связи отсутствием ответа от Участника Заказчик связались с менеджерами ООО "КАРТСОФТ" и предоставил информацию о наличии картриджей на рынке, однако картриджи так и не были поставлены Участником.
28.11.2022 посредством Официального сайта Заказчиком была направлена повторная претензия. Однако после размещения претензии поставка Товара так и не была осуществлена Участником. Заказчик в очередной раз связался с Участником по вопросу осуществления поставки Товара, но Участник в очередной раз проигнорировал требования исполнить Контракт в полном объеме.
Срок поставки Товара был сорван по вине Участника. По состоянию на 07.12.2022 у Заказчика встали 2 МФУ в связи с отсутствием картриджей, которые должны были быть поставлены Участником, в связи с чем как минимум на месяц у Заказчика будет сорван рабочий процесс.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.12.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КАРТСОФТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
Согласно п. 4.1.6 Контракта Участник обязан своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
15.11.2022 ООО "КАРТСОФТ" уведомило Заказчика о невозможности поставки части Товара, а именно Картриджей Lexmark В245Н00 для МФУ Lexmark МВ2442 в количестве 9 шт., в связи с отсутствием части Товара в Российской Федерации.
При этом Участник предложил Заказчику поставить часть Товара на сумму 312 196,64 рублей. В отношении отсутствующего Товара Участник предложил Заказчику, воспользоваться правом на расторжение Контракта по соглашению сторон согласно п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 12.2 Контракта.
По словам представителя Участника, неисполнение Контракта ООО "КАРТСОФТ" произошло по причине введения политических и экономических санкций и мер ограничительного характера иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц. Иностранные производители в настоящее время отказывают в поставке подпадающего под санкции Товара, который не производится на территории Российской Федерации и носит уникальный характер.
16.11.2022 от Заказчика в адрес Участника поступил ответ о том, что Заказчик с условиями частичной поставки не согласен.
22.11.2022 Участник осуществил поставку части Товара по адресу, указанному в п. 3.1 Контракта.
23.11.2022 Заказчик отказал в приемке поставленного ООО "КАРТСОФТ" Товара в связи с поставкой не полного объема Товара.
Представитель Участника отметил, что в Контракте отсутствует условие, запрещающее Участнику частичную поставку Товара. Следовательно, Участник имел право поставить часть Товара, а Заказчик мог осуществить приемку части поставленного Товара, к которому не имел претензий по качеству. Вместе с тем 07.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На указанное выше Решение Заказчика ООО "КАРТСОФТ" был направлен ответ.
02.08.2022 компания Lexmark International, Inc. Allrights reserved покинула российский рынок и передала свой бизнес ООО "Ф-Плюс Имиджинг", которое входит в группу компаний "Марвел".
10.11.2022 ООО "Ф-Плюс Имиджинг" был получен ответ (исх. N 37) об отсутствии картриджей Lexmark В245Н00 на территории Российской Федерации. Точные сроки поставки Товара в Россию неизвестны.
По словам представителя Участника, ООО "КАРТСОФТ" не имело намерений отказываться от исполнения Контракта и пыталось найти часть Товара, а именно Картриджей Lexmark В245Н00 для МФУ Lexmark МВ2442 в количестве 9 шт. у других организаций после отказа в поставке товара у официальных дистрибьютеров. При телефонном разговоре, Заказчиком было озвучено о наличии картриджей в интернет магазине https://kotofoto.ru/. Участник обратился в данный магазин, на что получил информацию об отсутствии Товара. Участник также обращался в другие магазины, на что получал информацию об отсутствии в продаже или снятии с производства данного товара.
Учитывая вышеизложенное представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "КАРТСОФТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед Заказчиком.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что ООО "КАРТСОФТ" со своей стороны не рассчитало свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона, не исполнило условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Соответственно, недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КАРТСОФТ", ИНН: 6317157675; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Семенова Ольга Александровна, ИНН: 632144530583, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "КАРТСОФТ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.12.22 |
26.12.22 |
26.12.22 |
0 |
27.12.22 |
10.01.23 |
09.01.23 |
0 |
12.01.23 |
12.01.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 января 2023 г. N РНП-78-10/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2023