Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУЗ "Хоспис N 4" (далее - Заказчик):
ООО "НПО "НАСТ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33650-ЭП/22 от 27.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт в здании СПб ГКУЗ "Хоспис N 4" по адресу: СПб., Светлановский пр., д. 85, лит. А (извещение N 0172200004321000038),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.04.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт в здании СПб ГКУЗ "Хоспис N 4" по адресу: СПб., Светлановский пр., д. 85, лит. А (извещение N 0172200004321000038) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 002 191,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 28.05.2021 N ППИ1 победителем Конкурса признано ООО "НПО "НАСТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "НПО "НАСТ" заключен государственный контракт N 78/21 от 08.06.2021 на сумму 4 002 191,80 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "НПО "НАСТ".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт в здании СПб ГКУЗ "Хоспис N 4" по адресу: СПб., Светлановский пр., д. 85, лит. А (далее - Работы) в установленный Контрактом срок.
Согласно п. 22 Задания на проектирование (Приложение З к Контракту) срок проектирования составляет 480 дней (в т.ч. 80 дней на получение необходимых технических условий, разрешений на проектирование, согласований и проверку достоверности определения сметной стоимости в ГАУ "ЦГЭ").
Таким образом, Работы должны были быть выполнены в срок не позднее 01.10.2022 (включительно). Однако, в установленный Контрактом срок, Работы выполнены не были.
08.11.2022 в адрес Участника была направлена претензия N 1200 с требованием выполнения Работ в срок не позднее 28.11.2022 (включительно).
По состоянию на 29.11.2022 Работы не были выполнены, в связи с чем Заказчиком была направлена повторная претензия с требованием устранить нарушения условий Контракта в срок не позднее 05.12.2022 (включительно). Однако нарушения так и не были устранены Участником.
В соответствии с п.п. 8.2.2. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если Подрядчик неоднократно (от двух и более раз) нарушил сроки выполнения Работ, предусмотренные настоящим Контрактом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.ч. 8-23 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с п. 8.2 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 25.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "НПО "НАСТ" своевременно приступило к исполнению Контракта, выполняло его и не имело намерений сорвать исполнение Контракта, что подтверждается перепиской Заказчика и ООО "НПО "НАСТ", а также участием ООО "НПО "НАСТ" в рабочих совещаниях с Заказчиком. Помимо переписки по текущим вопросам, ООО "НПО "НАСТ" еженедельно письменно информировало Заказчика о стадии выполнения Работ по Контракту и о возникающих проблемах.
12.08.2022 проектная документация была подготовлена и направлена Заказчику на согласование (исх. N 751 от 12.08.2022).
17.08.2022 (заявление N 50604810) проектная документация была подготовлена и направлена ООО "НПО "НАСТ" в ГАУ "ЦГЭ", принята ГАУ "ЦГЭ" 14.09.2022 с ожидаемым сроком получения заключения - 24.10.2022.
19.09.2022 ГАУ "ЦГЭ" предоставила договор и счет на оплату, которые в тот же день были направлены Заказчику.
Заказчик подписал договор 03.10.2022, а счет был оплачен только 13.10.2022, что сдвинуло ожидаемый срок выдачи заключения более чем на месяц.
Экспертизой были выданы первичные замечания 14.10.2022.
ООО "НПО "НАСТ" были загружены все ответы на замечания в нормативный срок (08.11.2022), после чего осуществлялись записи на консультации, на которых эксперт проверяет исправленные замечания.
Однако СПБ ГАУ "ЦГЭ" не располагает необходимым временем для предоставления того количества консультаций, которое необходимо для проверки объёма документации, разработанного для Заказчика в рамках срока, предусмотренного Контрактом с СПБ ГАУ "ЦГЭ", что повлекло необходимость продления срока контракта Заказчика с экспертизой, о чем Заказчик также был своевременно уведомлен (письмо ООО "НПО "НАСТ" исх. N 1143 от 20.11.2022).
Между тем, 09.12.2022 Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Никаких задержек технического сопровождения контракта с СПБ ГАУ "ЦГЭ" со стороны ООО "НПО "НАСТ" не было. Неисправленных замечаний нет. Замечания, поступающие во время консультаций, исправлялись в течении дня после их получения и снова направлялись эксперту посредством электронной почты или личного кабинета на сайте СПб ГАУ "ЦГЭ". Число "неснятых" замечаний на сайте экспертизы означает не отсутствие их исправлений Участником, а отсутствие рассмотрения этих исправлений со стороны экспертизы.
По состоянию на 20.12.2022 экспертизой не были согласованы лишь последние 3 сметы.
В своем письме исх. N 1181 от 20.11.20222 ООО "НПО "НАСТ" поставило об этом в известность Заказчика, а также о том, что не исключается возможность получения положительного заключения экспертизы до истечения срока действия Контракта и просило отменить Решение о его расторжении.
Заказчик свое Решение не отменил.
28.12.2022 было получено положительное заключение экспертизы. Обязанности ООО "НПО "НАСТ" по Контракту были выполнены.
У Заказчика имелась возможность получить результат Работ (готовый проект) с незначительной задержкой по срокам и немедленно приступить к строительству по данному проекту.
Обстоятельства, дающие возможность Заказчику усомниться в скором получении результата Работ по Контракту, отсутствовали.
Несмотря на это, Заказчик отказался от исполнения Контракта фактически незадолго до завершения Работ ООО "НПО "НАСТ" до истечения срока действия Контракта.
В результате такого отказа, в случае прекращения ООО "НПО "НАСТ" Работ, Заказчику пришлось бы объявлять повторный конкурс на завершение проектных работ, и заключать новый контракт с новым поставщиком, что заняло бы не менее двух лет.
Просрочка исполнения обязательств по Контракту не является существенной с учетом общих сроков проектирования и последующего строительства, и вызвана обстоятельствами, не зависящими от ООО "НПО "НАСТ".
Кроме того, просрочка выполнения Работ вызвана также действиями Заказчика (долгим подписанием договора с СПб ГАУ "ЦГЭ" и задержкой оплаты услуг СПб ГАУ "ЦГЭ").
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "НПО "НАСТ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "НПО "НАСТ" с момента принятия решения об участии в Конкурсе на исполнение Контракта и до дня его фактического исполнения прилагало все возможные усилия для достижения результата Контракта и ни в коем случае не имело намерения сорвать его исполнение.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Антол-Авто" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "НПО "НАСТ" (ИНН: 7810172762), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 января 2023 г. N РНП-78-13/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2023