Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Жилищного комитета (далее - Заказчик):
ООО "ГРАНТЭК XX1" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33794-ЭП/22 от 28.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку в 2022 году прицепного сменного оборудования к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга: Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий Часть 1 (извещение N 0172200002522000335),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку в 2022 году прицепного сменного оборудования к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга: Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий Часть 1 (извещение N 0172200002522000335) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 118 440 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.09.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ГРАНТЭК XX1".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГРАНТЭК XX1" заключен государственный контракт N 15 от 19.09.2022 на сумму 98 897 400,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГРАНТЭК XX1".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку прицепного сменного оборудования к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга: Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий Часть 1 (далее - Товар) 2022 году.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что поставка осуществляется в пользу третьего лица (третьих лиц) (далее - Получатель), указанного (ых) Заказчиком в Приложении N 4 к спецификации "Сведения о Получателях товара и о местах поставки Товара".
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресам, указанным в Сведениях о Получателях товара и о местах поставки Товара (Приложение N 4 к спецификации на поставку в 2022 году прицепного сменного оборудования к специализированной технике для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Санкт-Петербурга, являющейся Приложением N 1 к Контракту, далее - Спецификация), в сроки, указанные в графике поставки Товара (Приложение N 2 к Контракту, далее - График). На каждом этапе поставки Поставщик вправе осуществить несколько поставок отдельными партиями.
В соответствии с Графиком Участником должна быть осуществлена поставка 94 единиц Товара, соответствующего условиям Контракта, в следующие сроки:
- Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий, 31 ед. - с момента заключения Контракта по 20.10.2022.
- Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий, 31 ед. - с 21.10.2022 по 10.11.2022.
- Полуприцеп: Полуприцеп тракторный пескоразбрасывающий, 32 ед. - с 11.11.2022 по 01.12.2022.
Заказчиком в соответствии с п.п. 3.3, 3.4, 3.5 Контракта проведены приемки Товара по 1 этапу Контракта 24.10.2022, 25.10.2022 и 26.10.2022.
В соответствии с п. 3.5 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчиком в соответствии с государственным контрактом N 3 (ИКЗ N 222784001319978400100100280000000000) от 20.10.2022 к проведению независимой экспертизы Товара, поставленного по Контракту, с целью определения соответствия поставленного Товара заявленным требованиям Контракта и применимым требованиям законодательства (далее - Экспертиза Товара) было привлечено ООО "ЗАВОД СПЕЦМАШИН БАЛТИЕЦ" (далее - Эксперт).
В результате проведенной ООО "ЗАВОД СПЕЦМАШИН БАЛТИЕЦ" экспертизы Товара, поставленного по 1 этапу Контракта, установлено следующее:
1. Не представлен полный комплект документов на Товар, предусмотренный п. 3.3. Контракта и разделом 5 Спецификации, а именно - не представлен сертификат соответствия и/или декларация о соответствии, и/или одобрение типа транспортного средства.
2. Несоответствие Товара по техническим характеристикам:
- в нарушение п.п. 19 Приложения N 2 к Спецификации (далее - Приложение N 2), ширина полуприцепа составляет 2 140 мм вместо требуемых 2 000 мм;
- в нарушение п.п. 20 Приложения N 2 высота полуприцепа составляет 2 370 мм вместо требуемых 2 500 мм;
- в нарушение п.п. 22 Приложения N 2 объем бункера полуприцепа составляет 1,499 куб. м вместо требуемых 2,0 куб. м;
- в нарушение п. 3.2 Спецификации сварные швы не обработаны, выявлена подпленочная коррозия, коррозия сварных швов, в зоне швов усматривается незащищенная окалина, мусор, усматриваются поры, непровары, сварные точки идентификационных швов корродированы.
По результатам экспертизы Товара Эксперт пришел к выводу о том, что несоответствие реальных габаритов полуприцепов габаритам, указанным в паспортах самоходных машин, повлечет за собой риски невозможности их постановки на государственный учет и рекомендовал Заказчику не принимать Товар и потребовать у Участника его замены в срок до 10.11.2022.
В соответствии с п. 3.7 Заказчиком составлены рекламационные акты по каждой из партий по 1 этапу Контракта, по которым выявлены недостатки, с требованием обеспечить устранение выявленных недостатков в срок до 10.11.2022.
В связи с тем, что представители ООО "ГРАНТЭК XX1" для выполнения приемки не явились, рекламационные акты, подписанные представителями Заказчика и Получателей, направлены Участнику письмом Жилищного комитета от 27.10.2022 N 01-29-7591/22-0-0, а также по электронной почте ООО "ГРАНТЭК XX1", указанной в разделе 14 Контракта.
Участник подтвердил получение рекламационных актов по 1 этапу Контракта письмом от 28.10.2022 N б/н.
В соответствии с п. 4.1.3 Контракта Поставщик обязан обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В установленный срок (10.11.2022) Участник не выполнил замену Товара, несоответствующего условиям Контракта, не предпринял каких-либо действий для устранения выявленных нарушений и предъявления устраненных замечаний Заказчику.
Заказчиком в соответствии с п.п. 3.3, 3.4, 3.5 Контракта 17.11.2022 проведены приемки Товара по 2 этапу Контракта.
В результате проведенной ООО "ЗАВОД СПЕЦМАШИН БАЛТИЕЦ" экспертизы Товара, поставленного по 2 этапу Контракта, установлено следующее:
1. Не представлен полный комплект документов на Товар, предусмотренный п. 3.3. Контракта и разделом 5 Спецификации, а именно - не представлен сертификат соответствия и/или декларация о соответствии, и/или одобрение типа транспортного средства.
2. Несоответствие Товара по техническим характеристикам:
- в нарушение п.п. 19 Приложения N 2, ширина полуприцепа составляет 2 140 мм вместо требуемых 2 000 мм;
- в нарушение п.п. 20 Приложения N 2 высота полуприцепа составляет 2 370 мм вместо требуемых 2 500 мм;
- в нарушение п.п. 22 Приложения N 2 объем бункера полуприцепа составляет 1,499 куб.м вместо требуемых 2,0 куб. м, производителем внесены изменения в конструкцию бункера путем наращивания бортов, что не соответствует информации, содержащейся в руководстве по эксплуатации;
- в нарушение п. 3.2 Спецификации сварные швы не обработаны, выявлена подпленочная коррозия, коррозия сварных швов, в зоне швов усматривается незащищенная окалина, мусор, усматриваются поры, непровары, сварные точки идентификационных швов корродированы.
По результатам экспертизы Товара Эксперт пришел к выводу о том, что несоответствие реальных габаритов полуприцепов габаритам, указанным в паспортах самоходных машин, повлечет за собой риски невозможности их постановки на государственный учет и рекомендовал Заказчику не принимать Товар и потребовать у Участника его замены в срок до 24.11.2022.
В соответствии с п. 3.7 Заказчиком составлены Рекламационные акты по каждой из партий по 2 этапу Контракта, по которым выявлены недостатки, с требованием обеспечить устранение выявленных недостатков в срок до 24.11.2022.
Экземпляры рекламационных переданы представителю ООО "ГРАНТЭК XX1" в день приемки, а также направлены письмом Жилищного комитета от 18.11.2022 N 01-29-8207/22-0-0 (с уведомлением РПО N 19102373062017) и по электронной почте ООО "ГРАНТЭК XX1", указанной в разделе 14 Контракта.
В соответствии с п. 4.1.3 Контракта Поставщик обязан обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В установленный срок (24.11.2022) Участник не выполнил замену Товара, несоответствующего условиям Контракта, не предпринял каких-либо действий для устранения выявленных нарушений и предъявления устраненных замечаний Заказчику.
В соответствии с ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка поставленного товара осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены договором, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Согласно п. 4.4.6 Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта. В связи с чем приемочными комиссиями Заказчика приняты решения отказаться от приемки товара по всем партиям поставки Товара, предусмотренным 1 и 2 этапами Контракта.
Участник был уведомлен о данном обстоятельстве мотивированными отказами Заказчика от приемки Товара по всем партиям поставки Товара, предусмотренным 1 и 2 этапами Контракта, письмами Жилищного комитета от 06.12.2022: N 01-29-8759/22-0-0, N 01-29-8753/22-0-0, N 01-29-8754/22-0-0, N 01-29-8751/22-0-0, N 01-29-8755/22-0-0, N 01-29-8752/22-0-0, N 01-29-8750/22-0-0, N 01-29-8757/22-0-0, N 01-29-8758/22-0-0, N 01-29-8756/22-0-0 (далее - Мотивированные отказы), а также по электронной почте, указанной в разделе 14 Контракта.
Также Заказчиком в соответствии с п.п. 3.3, 3.4, 3.5 Контракта 01.12.2022 проведены приемки Товара по 3 этапу Контракта.
В соответствии с п. 3.7 Заказчиком составлены рекламационные акты по каждой из партий по 3 этапу Контракта, по которым выявлены недостатки, с требованием обеспечить устранение выявленных недостатков в срок до 08.12.2022.
В связи с тем, что представители ООО "ГРАНТЭК XX1" для выполнения приемки не явились, рекламационные акты, подписанные представителями Заказчика и Получателей, направлены ООО "ГРАНТЭК XX1" письмом Жилищного комитета от 06.12.2022 N 01-29-8748/22-0-0, а также по электронной почте ООО "ГРАНТЭК XX1", указанной в разделе 14 Контракта.
В соответствии с п. 4.1.3 Контракта Поставщик обязан обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В установленный срок (08.12.2022) Участник не выполнил замену Товара, несоответствующего условиям Контракта, не предпринял каких-либо действий для устранения выявленных нарушений и предъявления устраненных замечаний Заказчику.
Таким образом, по состоянию на 12.12.2022 Участник допустил поставку Товара, не соответствующего функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам Товара, установленным Приложением N 2, и не устранил выявленные замечания к Товару по всем этапам Контракта, в том числе в дополнительные сроки, установленные мотивированными отказами, то есть, допустил существенное нарушение Контракта.
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. 4.3.2, 4.4.7 и 11.2 Контракта, п.п. 1, 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.12.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ГРАНТЭК XX1" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
По первому этапу поставки:
ООО "ГРАНТЭК XX1" в период с 17.10.2022 по 20.10.2022 доставило Получателям 31 штуку Товара, что подтверждается транспортными накладными от 14.10.2022 N 6176, N 6181, N 6182, от 17.10.2022 N 6235, N 6236, N 6237, N 6262 и от 18.10.2022 N 6276.
По результатам внутренней экспертизы и приемки Товара по первому этапу поставки Заказчиком составлены рекламационные акты от 24.10.2022 N 15/1, N 15/2, от 25.10.2022 N 15/3, N 15/4, N 15/5 и от 26.10.2022 N 15/6, N 15/7, в которых в срок до 10.11.2022 Участнику предлагалось устранить недостатки.
Кроме того, как позже стало известно Участнику, к проведению экспертизы по первому этапу поставки Заказчиком была привлечена экспертная организация ООО "ЗАВОД СПЕЦМАШИН БАЛТИЕЦ", экспертом которой составлены заключения от 27.10.2022 N 3-15-IЭ/1-КОЛП, N 3-15-IЭ/2-КРАСНОСЕЛ, N 3-15-IЭ/3-КРОНШ, N 3-15-IЭ/4-МОСК, N 3-15-IЭ/5-ПЕТРОДВ, N 3-15-IЭ/6-ПУШКИН и N 3-15-IЭ/7-ФРУНЗЕ.
В письме от 28.10.2022 N б/н, направленном Заказчику на адрес электронной почты gk@gov.spb.ru, указанный в разделе 14 Контракта, Участник сообщил об отказе от подписания рекламационных актов по причине неучастия его представителя при приемке Товара и отсутствия в них положений, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
Поскольку пп. 2.4.2 п. 2.4 Руководства по эксплуатации ПРК РЭ бункер может быть увеличен за счет съемных надставных бортов, что неизменно приведет к увеличению высоты Товара, Участник выразил готовность в период с 23.11.2022 по 25.11.2022 устранить указанным способом часть выявленных недостатков, о чем указал в письме от 21.11.2022 N б/н, направленном на адрес электронной почты gk@gov.spb.ru, указанный в разделе 14 Контракта, в связи с чем, просил Заказчика письменно сообщить дату, время и место для прибытия уполномоченного представителя ООО "ГРАНТЭК XX1" с целью устранения недостатков, а также контактный номер, Ф.И.О. и должность уполномоченного представителя Заказчика для связи.
Указанное письмо также было направлено Участником Почтой России и получено Заказчиком 28.11.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11162275011313. Данное обращение Заказчиком было проигнорировано, представители ООО "ГРАНТЭК XX1" к Товару для устранения части недостатков не были допущены.
05.12.2022 приемочной комиссией приняты решения N 15-I-1, N 15-I-2, N 15-I-3, N 15-I-4, N 15-I-5, N 15-I-6, N 15-I-7 отказаться от приемки Товара по первому этапу.
Мотивированными отказами от подписания акта приема-передачи товара по I этапу от 06.12.2022 N01-29-8750/22-0-0, N 01-29-8751/22-0-0, N 01-29-8752/22-0-0, N 01-29-8753/22-0-0, N 01-29-8754/22-0-0, N 01-29-8755/22-0-0, и N 01-29-8759/22-0-0 Заказчик повторно потребовал от Участника устранить недостатки в течение 3 (трех) дней с момента их получения с организацией повторной приемки в срок не позднее 12.12.2022, а также уведомил Участника о праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решением Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта. В письме от 14.12.2022 N б/н Участник повторно поставил в известность Заказчика о своей готовности устранить недостатки по объему бункера (требование - 2,0 куб.м, по данным замеров экспертной организации - 1,49 куб.м) и высоте (требование - 2500 мм., по данным замеров экспертной организации - 2370 мм.) за счет установки съемных надставных бортов, в отношении товара, поставленного по первому этапу, в связи с чем, просил письменно сообщить адрес нахождения товара, контактный телефон, Ф.И.О. и должность уполномоченного представителя Заказчика, а также гарантировать допуск представителей ООО "ГРАНТЭК XX1" к Товару.
Иные недостатки Товара, указанные в рекламационных актах и заключениях экспертной организации Участник устранять отказался, в связи с намерением обжаловать в арбитражном суде Решение Заказчика и проверить в рамках судебного дела заключения, составленные экспертом ООО "ЗАВОД СПЕЦМАШИН БАЛТИЕЦ", путем назначения судебной экспертизы.
Из ответа Заказчика от 15.12.2022 N 01-29-9167/22-0-0 следует, что от устранения недостатков путем установки съемных надставных бортов он отказывается, требуя замены Товара, с чем Участник не согласен, о чем направил Заказчику на адрес электронной почты gk@gov.spb.ru, указанный в разделе 14 контракта письмо от 19.12.2022 б/н.
Данное письмо 19.12.2022 также направлено Участником Почтой России и получено Заказчиком 26.12.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11162276015891.
По второму этапу поставки представитель Участника пояснил следующее:
Участник 10.11.2022 доставил Получателям 31 штуку Товара, что подтверждается транспортными накладными от 07.11.2022 N 6650, N 6653, от 08.11.2022 N 6659, N 6674, N 6675, от 09.11.2022 N 6760, N 6762, N 6763.
По результатам внутренней экспертизы и приемки товара по второму этапу поставки Заказчиком составлены рекламационные акты от 17.11.2022 N 15/8, N 15/9 и N 15/10, в которых в срок до 24.11.2022 Участнику предлагалось устранить недостатки.
Кроме того, как позже стало известно Участнику, к проведению экспертизы по второму этапу поставки Заказчиком была привлечена экспертная организация ООО "ЗАВОД СПЕЦМАШИН БАЛТИЕЦ", экспертом которой составлены заключения от 21.11.2022 N 3-15-IIЭ/8-КАЛИН, N 3-15-IIЭ/9-КРАСНОГВАР и N3-15-IIЭ/10-НЕВС.
При этом, в заключении от 21.11.2022 N 3-15-IIЭ/10-НЕВС на странице 7 выявленные нарушения по объему бункера не указаны, на странице 8 срок для устранения выявленных нарушений не установлен, а в заключении от 21.11.2022 N 3-15-IIЭ/9-КРАСНОГВАР эксперт на странице 11 предложил Участнику устранить выявленные нарушения в срок до 10.11.2022.
Во всех трех вышеуказанных заключениях эксперт, делая вывод об отсутствии сертификата соответствия и/или декларации о соответствии, и /или одобрение типа транспортного средства, не принял во внимание рекламационные акты от 17.11.2022 N 15/8, N 15/9 и N 15/10, содержащие сведения о возврате данных документов представителем Заказчика Сухановой А.Д. Участнику, о чем имеется ее роспись.
При этом, выявленные нарушения по результатам проведенной внешней экспертизы не совпадают с выводами, сделанными в рекламационных актах от 17.11.2022 N 15/8, N 15/9 и N 15/10 по результатам внутренний экспертизы.
В целом выводы, содержащиеся заключениях от 21.11.2022 N 3-15-IIЭ/8-КАЛИН, N 3-15-IIЭ/9-КРАСНОГВАР и N 3-15-IIЭ/10-НЕВС скопированы и повторяют выводы, отраженные в заключениях экспертной организации по первому этапу поставки, что ставит их под сомнение, так как ранее выявленные недостатки по объему бункера (требование - 2,0 куб.м, по данным замеров экспертной организации - 1,49 куб.м) и высоте (требование - 2500 мм., по данным замеров экспертной организации - 2370 мм.) Участник на втором этапе поставки устранил за счет установки съемных надставных бортов, что доказывается отсутствием таких замечаний в рекламационных актах Заказчика от 17.11.2022 N 15/8, N 15/9 и N 15/10.
Участник недостатки, указанные в рекламационных актах от 17.11.2022 N 15/8, N 15/9 и N 15/10 не признал, о чем в них проставлены отметки и подписи его представителя Иванова А.А.
05.12.2022 приемочной комиссией приняты решения N 15-II-8, N 15-II-9, N 15-II-10 отказаться от приемки Товара по второму этапу.
Мотивированными отказами от подписания акта приема-передачи товара по II этапу от 06.12.2022 N 01-29-8756/22-0-0, N 01-29-8757/22-0-0 и N 01-29-8758/22-0-0 Заказчик повторно потребовал от Участника устранить вышеуказанные недостатки в течение 3 (трех) дней с момента их получения с организацией повторной приемки в срок не позднее 12.12.2022, а также уведомил Участника о праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решением Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта.
По третьему этапу поставки представитель сообщил следующее:
В соответствии с п. 3.1 контракта Поставщик, по указанному в разделе 14 Контракта адресу электронной почты gk@gov.spb.ru, письменно уведомил Заказчика о поставке Товара в рамках третьего этапа 28.11.2022, в связи с чем, передал Товар для доставки перевозчикам.
О времени и месте доставки Товара по телефону +7 (921) 964-31-24 также было поставлено в известность Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга", в лице Дорохова Евгения Валерьевича, который категорически отказался его получать, ссылаясь на необходимость решать данный вопрос напрямую с Заказчиком.
Учитывая данную информацию, Участник направил 25.11.2022 Заказчику на указанный в разделе 14 Контракта адрес электронной почты gk@gov.spb.ru сообщение, в котором просил организовать в назначенное время получение Товара.
Однако в рамках третьего этапа поставки получатели - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Кировского района", Санкт- Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга" и Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Курортного района Санкт-Петербурга" получить Товар, доставленный перевозчиками 28.11.2022, в совокупности в количестве 14 штук отказались, о чем были сделаны отметки в транспортных накладных от 24.11.2022 N 7262, от 25.11.2022 N 7270, N 7272 N 7292 и N 7293, а Заказчику направлено на указанный в разделе 14 Контракта адрес электронной почты gk@gov.spb.ru уведомление.
Уведомление 30.11.2022 также было направлено Участником Почтой России и получено Заказчиком 06.12.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11162271013304.
Оставшийся Товар в количестве 18 штук, перечисленный в транспортных накладных от 24.11.2022 N 7260, N 7261, N 7263, от 25.11.2022 N 7257, N 7269 Участником Получателям доставлен.
Письмом от 30.11.2022 N 01-29-8590/22-0-0 Заказчик уведомил Участника о том, что приемка Товара, поставленного по третьему этапу, состоится 01.12.2022.
Так как уведомление об участии в приемке было направлено Участнику 30.11.2022 после 17 час. 00 мин, последний явку представителя для участия в приемке 01.12.2022 обеспечить отказался, о чем уведомил Заказчика письмом от 30.11.2022 N б/н на указанный в разделе 14 Контракта адрес электронной почты gk@gov.spb.ru.
Данное письмо 30.11.2022 также направлено Участником Почтой России и получено Заказчиком 06.12.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11162271013342.
По результатам внутренней экспертизы и приемки Товара по третьему этапу поставки Заказчиком составлены рекламационные акты от 01.12.2022 N 5/12, N 15/15 в которых в срок до 08.12.2022 Участнику предлагалось устранить недостатки.
Подписывать такие рекламационные акты Участник отказался, о чем уведомил Заказчика письмом от 07.12.2022 N б/н на указанный в разделе 14 Контракта адрес электронной почты gk@gov.spb.ru.
Данное письмо 07.12.2022 также направлено Участником Почтой России и получено Заказчиком 13.12.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11162275012341.
По результатам внутренней экспертизы и приемки Товара по третьему этапу поставки Заказчиком также составлены рекламационные акты от 01.12.2022 N 15/11, N 15/13, N 15/14, в которых в срок до 08.12.2022 Участнику предлагалось допоставить 14 штук Товара, от получения которых 28.11.2022 Получатели отказались.
Уведомлением от 07.12.2022 N б/н Участник сообщил Заказчику о готовности допоставки указанного Товара 12, 13 и 14 декабря 2022 года, на что Заказчик в письме от 09.12.2022 N 01-29-8983/22-0-0 выразил согласие.
12, 13 и 14 декабря 2022 года Участник доставил Получателям 14 штук Товара, что подтверждается транспортными накладными от 12.12.2022 N 7352, от 13.12.2022 N 7354 и от 14.12.2022 N 7356.
Таким образом, 28.11.2022, 12, 13 и 14 декабря 2022 года Участник доставил Получателям 32 штуки товара по третьему этапу поставки.
Однако, не завершив экспертизу и приемку Товара по третьему этапу поставки, не приняв решения отказаться от приемки Товара по третьему этапу и, не направив Участнику мотивированные отказы от подписания акта приема-передачи Товара по III этапу, Заказчик Решением в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта.
Письмом от 15.12.2022 N 01-29-9168/22-0-0 Заказчик уведомил Участника о том, что приемка Товара, допоставленного по третьему этапу, состоится 20.12.2022.
По актам приема-передачи документов от 20.12.2022 Участник передал, а Заказчик принял документы, предусмотренные Контрактом.
По результатам внутренней экспертизы и приемки Товара по третьему этапу поставки Заказчиком составлены рекламационные акты от 20.12.2022 N 1, N 2 и N 3, в которых в срок до 26.12.2022 Участнику предлагалось устранить недостатки.
Участник недостатки, указанные в рекламационных актах от 20.12.2022 N 1, N 2 и N 3 не признал, о чем в них проставлены отметки и подписи его представителя Иванова А.А.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закон о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 7 ст. 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В силу частей 10 и 11 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании ч. 3 ст. 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Таким образом, не допускается привлечение к экспертизе лиц, не соответствующих требованиям, установленным ст. 41 Закона о контрактной системе, а также лиц, не уведомивших заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (Письмо Минфина России от 27.12.2017 N 24-02-07/87603).
Ни экспертная организация ООО "ЗАВОД СПЕЦМАШИН БАЛТИЕЦ", ни ее эксперт Ю.К. Соседов уведомлений в письменной форме Участнику о допустимости своего участия в проведении экспертизы не направляли, что повлекло за собой не извещение Участника о проведении внешней экспертизы, лишило права принять участие в обследовании Товара, дать свои замечания и возражения по ходу проведения экспертизы, проверить и высказать свое мнение о соответствии эксперта, экспертной организации требованиям Закона о контрактной системе и о наличии обстоятельств, исключающих возможность проведения соответствующей экспертизы.
Сама экспертная организация ООО "ЗАВОД СПЕЦМАШИН БАЛТИЕЦ" зарегистрирована в ЕГРЮЛ только 21.02.2022 под ОГРН 1227800021613, основным видом ее деятельности является производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (ОКВЭД 28.30).
В заключениях по результатам экспертизы какие-либо сведения и документы об образовании, квалификации и опыте работы эксперта Ю.К. Соседова отсутствуют. Более того, выводы экспертной организации опровергаются ответом изготовителя ООО "Альфа-Техник" от 29.11.2022 N 445 из которого следует, что пескоразбрасыватели полуприцепные коммунальные марки ПРК-2 в количестве 94 единиц прошли технический контроль изготовителя и соответствуют всем заявленным в ТУ 4853-008-67121919-2017 техническим и функциональным характеристикам изготовителя, габаритным размерам, а также требованиям по качеству.
В связи с постоянной работой по совершенствованию агрегата, направленной на повышение его надежности и улучшение условий эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, а увеличение объема бункера допустимо за счет съемных надставных бортов (2.4.2 п. 2.4 Руководства по эксплуатации ПРК РЭ), что не может оцениваться как несанкционированное внесение изменений в конструкцию.
Представитель Участника полагает, что факт соответствия товара ТУ 4853-008-67121919-2017 подтверждается и прилагаемой декларацией о соответствии, а также, что при таких обстоятельствах, вышеуказанные заключения экспертной организации не могут служить надлежащим доказательством нарушения Участником условий Контракта
Вместе с тем, присутствие разногласий в процессе поставки Товара, а также его приемке и оплате свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон контракта, возникшего при его исполнении.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование относится к компетенции суда.
Для разрешения разногласий сторон Поставщик намерен обратиться в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, для чего с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п.п.10.1 и 10.2 Контракта) 21.12.2022 направил претензию Заказчику с использованием единой информационной системы.
Претензия 22.12.2022 также направлена Участником Почтой России и получена Заказчиком 28.12.2022, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11162277005686.
Однако претензия Заказчиком не рассмотрена, ответ на нее Участником не получен.
Учитывая вышеизложенное представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГРАНТЭК XX1" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту и не устранил нарушения условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении, послужившие основанием для принятия указанного Решения, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГРАНТЭК XX1", ИНН: 3420011748; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Чигвинцев Валерий Анатольевич, ИНН: 502713033609, Колошеев Дмитрий Борисович, ИНН: 772387726280, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ГРАНТЭК XX1" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.12.22 |
30.12.22 |
28.12.22 |
0 |
28.12.22 |
11.01.23 |
10.01.23 |
0 |
13.01.23 |
13.01.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2023 г. N РНП-78-35/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2023