Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО г. Колпино (далее - Заказчик): по доверенности, Кабардинцевой С.А. по доверенности,
ООО "Проектная Мастерская N7" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33910-ЭП/22 от 29.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектов благоустройства внутриквартальных территорий города Колпино (извещение N 0172300008022000025),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектов благоустройства внутриквартальных территорий города Колпино (извещение N 0172300008022000025) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 909 856,50 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Проектная Мастерская N7".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Проектная Мастерская N7" заключен государственный контракт N 657 от 08.06.2022 на сумму 557 634,68 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.5 Контракта предусмотрено право Заказчика 8.1. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом "Заказчика" от исполнения Контракта осуществляется в следующих случаях:
9.5.1. В случае отказа "Заказчика" до сдачи ему результата работ (ст.717 ГК РФ).
9.5.2. В случае отказа "Заказчика" в связи с существенным превышением приблизительной цены (п.5 ст.709 ГК РФ).
9.5.3. В случае задержки "Исполнителем" начала или окончания работ более чем на 5 (пять) дней по причинам, не зависящим от "Заказчика" (п.2 ст.715 ГК РФ).
9.5.4. В случае задержки устранения "Исполнителем" недостатков либо неустранения недостатков в ходе выполнения работ в срок, превышающий 3 (три) дня после получения от "Заказчика" мотивированной письменной претензии относительно качества работ, выполненных "Исполнителем" (п.3 ст.715 ГК РФ).
9.5.5. В случае задержки устранения "Исполнителем" отступлений от условий Контракта или иных недостатков результата работ в срок, превышающий 3 (три) дня после получения от "Заказчика" мотивированной письменной претензии относительно качества работ, выполненных "Исполнителем", либо если эти отступления и недостатки являются существенными и неустранимыми (п.3 ст.723 ГК РФ).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 13.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Проектная Мастерская N7" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Проектная Мастерская N7" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Проектная Мастерская N7" пояснил следующее.
ООО "Проектная Мастерская N7" осуществляло действия, направленные на исполнение обязательств по заключенному Контракту, в частности, обществом выполнены все этапы работ.
В установленные сроки - до 08.07.2022 ООО "Проектная Мастерская N7" произвело топосъемку территории;
В период с 12.07.2022 по 14.07.2022 проходила встреча с жителями для учёта пожеланий по благоустройству.
Согласно письму заказчика от 21.06.2022 N 1918/01-10 общественные обсуждения проекта благоустройства должны были проходить в период с 02.08.2022 по 04.08.2022. Между тем, согласно публикации, на официальном сайте Заказчика, обсуждения прошли в период с 23.08.2022 по 25.08.2022, что также подтверждается соответствующими протоколами
Между тем, срок выполнения работ по Договорам не является объективным в связи с нижеследующим.
КГА при рассмотрении заявлений о согласовании проектов благоустройства элементов благоустройства руководствуется Административным регламентом Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по согласованию проектов благоустройства, утверждённым распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 09.08.2017 N 13-н. Срок рассмотрения проектов благоустройства 22 рабочих дня, что составляет 29 календарных дней.
Действуя добросовестно, ООО "Проектная Мастерская N7" 10.10.2022 подало заявление N 51494032 и 51492685 в КГА. В последующем, в связи с отказом КГА в согласовании проектов, Участник повторно направил 22.11.2022 заявления к КГА N 52194567 и 52193840.
Между тем, при условии, что общественные обсуждения проекта благоустройства проходили в конце августа 2022 года (вместо начала августа, как предполагалось ранее), а Контракт, не учитывает сроки при несогласовании Документации указанным выше ведомством, Заказчиком не представлено достаточных и достоверных доказательств нарушения сроков выполнения работ по вине Исполнителя.
Кроме того, в целях получения надлежащего результата работ по Контракту, имеющего для Заказчика материальную ценность, общество продолжает действия по получения положительного заключения КГА. Так, 29.12.2022 Участник направил на согласование заявления N 52714852 и 52717644.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Проектная Мастерская N7" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "Проектная Мастерская N7" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "Проектная Мастерская N7", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Проектная Мастерская N7" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Проектная Мастерская N7" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Проектная Мастерская N7" (ИНН: 7811701070) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 января 2023 г. N РНП-78-43/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2023