Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Конструктор" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
СПб ГКУ "Агентство благоустройства и коммунального хозяйства Колпинского района" (далее - Заказчик), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 254-ЭП/23 от 09.01.2023) на действия комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по уборке территорий, не имеющих ведомственной принадлежности, внутригородского муниципального образования Колпинского района Санкт-Петербурга п. Усть-Ижора на 2023 год (извещение номер 0172200002122000249) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.11.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002122000249. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 286 254,15 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонении его заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Пунктом 3.32 Административного регламента предусмотрено, что по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
13.01.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, по окончании которого ее состав не изменился.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч.10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 3 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки).
Согласно п. 2 ч. 14 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 11 настоящей статьи протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки размещает протоколы, предусмотренные ч.ч. 6 и 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол N 0172200002122000249/309-УО рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке размещен в единой информационной системе 29.12.2022 и содержит следующую информацию в отношении заявки Заявителя:
"Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ): Во второй части заявки участником закупки представлена информация о наличии в аренде необходимой специализированной техники для механизированной уборки территории. Приложены электронные образы 11-ти договоров аренды спецтехники.
При этом, в части документов, подтверждающих наличие специализированной техники, выявлена несоответствующая друг другу информация, а именно:
- по договору N44/22 от 01.12.2022 арендодателем является индивидуальный предприниматель Скутарь Р.В., однако согласно акту приема-передачи спецтехники (являющегося приложением к Договору N44/22 от 01.12.2022 и предоставленному участником закупки в качестве подтверждающего прем-передачу спецтехники документа) арендодателем значится ООО "Специализированное предприятие по уборке и благоустройству территории "Энергия";
- по договору N43/22 от 01.12.2022 арендодателем является индивидуальный предприниматель Еременко А.А., однако согласно акту приема-передачи спецтехники (являющегося приложением к Договору N43/22 от 01.12.2022 и предоставленному участником закупки в качестве подтверждающего прем-передачу спецтехники документа) арендодателем значится ООО "Специализированное предприятие по уборке и благоустройству территории "Энергия".
Во второй части заявки в качестве подтверждения наличия опыта по детализирующему показателю оценки N3 "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров/контрактов)" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", участником закупки представлена сканированная копия контракта от 14.04.2021 N1404. Предметом контракта является выполнение работ по уборке территорий, по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Индустриальный пр., напротив д.70 (в районе д.63-67 по Индустриальному пр. квартал 22, нежилая зона "Ржевка", земельные участки с кадастровым номером 78:11:0612203:15 и 78:11:0612203:1456). В подтверждение исполнения контракта участником закупки предоставлена сканированная копия Акта сдачи-приемки выполненных работ N78 от 27.12.2021 на сумму 101 700 000,00 руб. В контракте от 14.04.2021 N1404, и акте N78 от 27.12.2021 отсутствует какая-либо информация об объеме и видах выполненных работ.
Вместе с тем, в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена информация о заключении 14.04.2021 государственного контракта N 16-ОБ между Администрацией Красногвардейского Района Санкт-Петербурга и ООО "ВКОНТЕЙНЕРЕ" на сумму 99 533 983,35 руб., предметом которого является: выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Индустриальный пр, напротив д.70 (в районе д.63-67 по Индустриальному пр., квартал 22, нежилая зона "Ржевка", земельные участки с кадастровым номером 78:11:0612203:15 и 78:11:0612203:1456) для администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга в 2021 году (далее - государственный контракт). Согласно информации из Реестра контрактов, размещенная в ЕИС, дополнительным соглашением N1 от 23.09.2021 цена государственного контракта была увеличена до 107 020 632,86 руб., государственный контракт расторгнут по соглашению сторон 16.12.2021 с фактической суммой оплаты 106 717 629,83.
С учетом того, что указанные земельные участки являются собственностью Санкт-Петербурга, и в период с 14.04.2021 по 16.12.2021 на указанных территориях выполнялись работы по ликвидации несанкционированной свалки в рамках государственного контракта от 14.04.2021 N 16-ОБ (реестровый номер 2780604226321000019), участник закупки не мог выполнять работы по уборке указанных территорий в аналогичный период времени.
Заявка отклоняется по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ: в связи с выявлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Анализ заявки Заявителя показал, что в рамках спорного критерия им представлен к оценке контракт N 1404 от 14.04.2021, заключенный между ООО "ВКонтейнере" (в лице генерального директора ...) и ООО "Конструктор" (в лице генерального директора ...), предметом которого является выполнение работ по уборке территорий по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Индустриальный пр., напротив д. 70 (в районе д. 63-67 по Индустриальному пр., квартал 22, нежилая зона "Ржевка", земельные участки с кадастровыми номерами 78:11:0612203:15 и 78:11:0612203:1456).
В соответствии с п. 3.2 представленного контракта "Срок выполнения Работ: с даты заключения Контракта по 27.12.2021 года включительно".
Согласно п. 6 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Информация и документы, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Реестр контрактов, заключенных заказчиками содержит информацию о государственном контракте N 16-ОБ от 14.04.2021 (реестровый номер 27806042263 21 000019), заключенный между Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга и ООО "ВКонтейнере", предметом которого являлось выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Индустриальный пр., напротив д.70 (в районе д. 63-67 по Индустриальному пр., квартал 22, нежилая зона "Ржевка", земельные участки с кадастровыми номерами 78:11:0612203:15 и 78:11:0612203:1456). Срок действия данного государственного контракта истекал 31.12.2021 года.
В соответствии с п. 1.2 названного государственного контракта "Работы выполняются в соответствии со Сводным сметным расчетом (Приложение N1 к настоящему Контракту), проектной документацией (Приложение N2 к настоящему Контракту)".
Ни сводным сметным расчетом, ни проектной документацией не предусмотрено выполнение работ по уборке территорий по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейский район, Индустриальный пр., напротив д. 70 (в районе д. 63-67 по Индустриальному пр., квартал 22, нежилая зона "Ржевка", земельные участки с кадастровыми номерами 78:11:0612203:15 и 78:11:0612203:1456).
Кроме того, в п. 5.6.1 контракта предусмотрено условие, согласно которому "Подрядчику запрещено, самостоятельно без письменного согласования с государственным заказчиком, изменять виды, объемы работ".
Согласно п. 1.5 перечня мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" содержание и благоустройство территории Санкт-Петербурга в границах земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, свободных от прав третьих лиц либо предоставленных во владение исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, государственным учреждениям, предприятиям Санкт-Петербурга, осуществляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, местных бюджетов и средств государственных учреждений и предприятий Санкт-Петербурга в соответствии с распределенными полномочиями и определенными вопросами местного значения.
Иными словами, содержание и благоустройство земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:0612203:15 и 78:11:0612203:1456, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, должно осуществляться за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, местных бюджетов и средств государственных учреждений и предприятий Санкт-Петербурга.
Вместе с тем реестр контрактов, заключенных заказчиками, не содержит информации о выполнении работ по уборке данных территорий.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 17 июня 2020 г. N 310-ЭС19-26526 недостоверной информацией следует считать информацию, не соответствующую действительности, предоставленной с обманом и умыслом, направленным на победу в торгах за счет представления ложной информации об опыте выполнения работ.
В рассматриваемом случае, Заявителем представлен к оценке контракт, который противоречит сведениям реестра контрактов, размещенному в единой информационной системе, поскольку в период действия контракта N 1404 от 14.04.2021 на территории земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:0612203:15 и 78:11:0612203:1456 выполнялись работы иного вида, а именно по ликвидации несанкционированных свалок.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что участником закупки были представлены недостоверные сведения о наличии опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявителем не представлено каких-либо доказательств, опровергающих данные выводы, а приведенные доводы основаны на необходимости применения комиссией Уполномоченного органа по осуществлению закупок формального подхода к рассмотрению о оценке заявок.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что комиссия Уполномоченного органа по осуществлению закупок имела основания для отклонения заявки Заявителя в соответствии с требованиями п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Конструктор" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2023 г. N 44-79/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023