Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городской консультативно-диагностический центр N 1" (далее - Заказчик):
ООО "ПСР" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 196-ЭП/23 от 09.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на капитальный ремонт помещений регистратуры здания СПб ГБУЗ "ГКДЦ N1" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сикейроса, д. 10, литера А, 1 этаж (извещение N 0372200186922000080),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений регистратуры здания СПб ГБУЗ "ГКДЦ N1" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сикейроса, д. 10, литера А, 1 этаж (извещение N 0372200186922000080) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 8 533 237,34 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "ПСР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПСР" заключен государственный контракт N 0372200186922000080 от 27.05.2022 на сумму 8 464 971,44 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае:
- неявки Участника для принятия объекта для выполнения работ;
- выполнения Участником работ ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- неоднократного (более одного раза) нарушения Участником сроков выполнения работ;
- в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПСР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту помещений регистратуры здания СПб ГБУЗ "ГКДЦ N1" (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сикейроса, д. 10, литера А, 1 этаж (далее - Объект) в течение 120 (ста двадцати) календарных дней с момента заключения Контракта (п. 3.1.1 Контракта), т.е. не позднее 26.09.2022.
В рамках исполнения Контракта Заказчиком неоднократно фиксировалось нарушение Участником сроков выполнения Работ, что подтверждается претензиями N 1641 от 27.09.2022, N 1716 от 05.10.2022, N 2033 от 16.11.2022, N 2155 от 02.12.2022, выставленными в адрес Участника.
В связи с ненадлежащим исполнением Участником обязательств по Контракту Заказчиком было принято решение N 2042 от 16.11.2022 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Извещением (исх. N 171/2 от 22.11.2022) Участник уведомил Заказчика о готовности к сдаче Работ, выполненных по Контракту.
На основании полученного извещения (вх. N 3844 от 22.11.2022) Заказчик уведомил Участника (исх. N 2104 от 23.11.2022) об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Приказом N 476 от 23.11.2022 Заказчиком назначена комиссия для осуществления приемки выполненных Работ по Контракту.
В рамках осуществления приемки выполненных Работ по Контракту, Заказчиком были выявлены несоответствия (недостатки) выполненных Работ по Контракту, что подтверждается Актом приемки выполненных работ от 07.12.2022.
Мотивированным отказом N 2183 от 07.12.2022 Заказчик отказался от приемки выполненных Работ по Контракту, до устранения Участником в срок до 15.12.2022 выявленных несоответствий, перечисленных в Акте от 07.12.2022.
15.12.2022 Участник письмом (исх. N 1412 от 14.12.2022) уведомил Заказчика о несогласии с замечаниями, отраженными в Акте от 07.12.2022.
Таким образом, в нарушение п. 5.2.1. Контракта, выявленные несоответствия (недостатки), послужившие основанием для отказа Заказчика в приемке работ по Контракту, не были устранены Участником.
В соответствии с п. 9.4. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае неоднократного (более одного раза) нарушения Участником сроков выполнения работ, а также в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Частью 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеизложенного, в связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, Заказчик, руководствуясь п. 9.4 Контракта, ч. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 12.1 ст. 95 о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.12.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПСР" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ПСР" надлежащим образом и в полном объеме выполнило Работы по Контакту, которые возможно было выполнить с учетом встречного исполнения обязательств со стороны Заказчика.
В соответствии с п. 1.2. Контракта, Участник выполняет Работы в соответствии с:
- техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту);
- сметной документации (Приложение N 2 к Контракту);
- проектной документацией (Приложение N 3 к Контракту);
которые являются неотъемлемой частью Контракта и определяют объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования.
В процессе выполнения Работ по Контракту ООО "ПСР" выяснило, что Работы не могут быть выполнены и завершены без выполнения дополнительных работ, не предусмотренных Контрактом, но необходимых к выполнению.
По словам представителя Участника, Заказчик в устном порядке согласовывал ООО "ПСР" выполнение таких дополнительных работ и не возражал против их выполнения.
Вместе с тем, документов, подтверждающих согласование Заказчиком дополнительных/скрытых работ на заседание Комиссии УФАС не представлено.
12.10.2022 Участник по сопроводительному письму с исх. N 06-12/22 передал Заказчику полный комплект исполнительной документации на выполненные Работы по Контракту, с учетом выполненных дополнительных работ.
22.11.2022 в связи с отсутствием возражений Заказчика по исполнительной документации Участника извещением с исх. N 171/2 Участник уведомил Заказчика о готовности к сдаче Работ по Контракту, представил Акт по форме КС-2 N 1 от 22.11.2022 на сумму 8 279 030,29 рублей, Справку по форме КС-3 N 1 от 22.11.2022 на сумму 8 279 030,29 рублей.
Приказом N 476 от 23.11.2022 Заказчиком была назначена комиссия для осуществления приемки выполненных Работ по Контракту.
07.12.2022 Заказчик направил в адрес Участника Мотивированный отказ N 2183 от приемки работ по Контракту до устранения Участником в срок до 15.12.2022 выявленных несоответствий, с приложением Акта приемки выполненных работ от 07.12.2022.
По Акту приемки выполненных Работ от 07.12.2022 комиссией Заказчика установлено:
1. В ходе приемки Работ по Контракту выявлен перечень некачественно выполненных Работ, которые не могут быть приняты Заказчиком (указан перечень работ, без указания идентифицирующих объемов некачественно выполненных работ, то есть невозможно проверить обоснованность замечаний Заказчика).
2. Комиссией выявлено оборудование, которое установлено Участником на Объекте, несоответствующее условиям Контракта (указан перечень оборудования).
3. Комиссией установлено, что Участником выполнен дополнительный объем Работ, не предусмотренный Контрактом (указан перечень работ).
4. Комиссией установлено, что Участником не установлено оборудование, предусмотренное Контрактом (указан перечень оборудования).
Согласно выводам комиссии Заказчика по Акту приемки выполненных работ от 07.12.2022:
- (п. 1) фактически Участником выполнены работы, отвечающие требованиям Контракта, на сумму 5 299 708,22 рублей, с учетом коэффициента снижения - 5 257 310,55 рублей, что подтверждается проведенным СПб ГБУ "Стройкомплект" контрольными замерами объемов выполненных работ по Контракту;
- (п. 2) в связи с производственной необходимостью Заказчик начал вынужденную эксплуатацию оборудования, установленного Участником на Объекте вследствие того, что нормальная эксплуатацию Объекта, обеспечение безопасности жизни и здоровья пациентов и работников СПб ГБУЗ "Городской консультативно-диагностический центр N 1", невозможна без данного оборудования;
- (п. 3) ввести в эксплуатацию Объект с даты утверждения Акта приемки выполненных работ от 07.12.2022.
14.12.2022 Участник направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 1412 о несогласии с Мотивированным отказом Заказчика N 2183 от 07.12.2022, в т.ч. Участник ссылался на следующие обстоятельства:
- некачественно выполненные работы отсутствуют в натуре;
- дополнительно выполненный объем работ, а также смонтированное оборудование, не предусмотренные Контрактом, были согласованы с Заказчиком в ходе рабочих совещаний. Участник также в ходе выполнения Работ по Контракту уведомлял Заказчика соответствующими письмами о необходимости таких работ;
- частично оборудование, поставленное Участником на Объект и складированное в помещении регистратуры, пропало, о чем необходимо сообщить в правоохранительные органы.
В соответствии с п. 4.1.2. Контракта, Заказчик обязан осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения и соответствием установленной Контрактом цене, а также качеством материалов и оборудования, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Участника.
В соответствии с п. 4.1.4. Контракта, Заказчик обязан при обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от условий Контракта, которые могут ухудшить качество выполненных работ, или иных недостатков, немедленно заявить об этом Участнику в письменной форме, назначив срок их устранения.
Представитель Участника пояснил, что при выполнении Работ Заказчик был осведомлен о выполняемых Участником работах, в том числе дополнительно выполняемом объеме работ и претензий к Участнику по порядку исполнения Контракта не имел. Только после завершения выполнения Работ, когда встал вопрос об итоговой приемке и оплате выполненных Участником Работ, Заказчик выявил замечания к результату Работ, что послужило основанием для уклонения Заказчика от приемки всего выполненного Участником объема Работ и расторжения Контракта со стороны Заказчика. При этом, Заказчик беспрепятственно ввел Объект в эксплуатацию и на сегодняшний день эксплуатирует результат Работ Участника в полном объеме.
В ответ на Решение Заказчика Участник направил в адрес Заказчика возражения, в соответствии с которыми сообщил о несогласии с мотивированным отказом Заказчика от приемки Работ по Контракту, так как позиция Заказчика по решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта о наличии существенный недостатков Работ по Контракту противоречит выводам Заказчика по Акту приемки выполненных Работ от 07.12.2022, в соответствии с которым Заказчик подтверждает, что ввел Объект в эксплуатацию с 07.12.2022 и начал эксплуатацию результата Работ Участника с 07.12.2022.
Участник также предложил Заказчику для урегулирования сложившейся ситуации:
1. Провести совместный осмотр выявленных Заказчиком недостатков, составить дефектную ведомость, утвердить объем подлежащих выполнению работ по устранению недостатков и срок выполнения таких работ, после чего Участник готов выполнить необходимые работы.
2. Заказчику согласовать дополнительно выполненный объем работ и смонтированное оборудование, не предусмотренные Контрактом, включив такие работы и оборудование в акт сдачи-приемки работ по Контракту или предоставить Участнику доступ на Объект для проведения демонтажных работ. Если доступ на Объект для проведения демонтажных работ не будет предоставлен, то Участник оставляет за собой право требовать оплаты дополнительных работ и оборудования, не предусмотренных Контрактом, но фактически используемых Заказчиком.
В соответствии с п. 1 ст. 753 ГК РФ, Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке, а в соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии с п. 6 ст. 753 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
В соответствии с п. 5 ст. 720 ГК РФ, при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Таким образом, согласно требования ст. 753 ГК РФ, Заказчик не вправе был отказаться от приемки выполненных Работ, если такие Работы не исключают возможность использования результата по целевому назначению, а также имеют недостатки, которые могут быть устранены подрядчиком или заказчиком, а согласно требования ст. 720 ГК РФ, Заказчик не вправе был отказать Участнику в проведении экспертизы по недостаткам Работ в рамках Контракта.
В соответствии с п. 5 ст. 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПСР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Конкурса, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПСР", ИНН: 7806463078; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Макар Дмитрий, ИНН: 780255187563, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Прокопьев Сергей Александрович, ИНН: 780200210157, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ПСР" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
09.01.23 |
11.01.23 |
09.01.23 |
0 |
09.01.23 |
16.01.23 |
13.01.23 |
0 |
18.01.23 |
18.01.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2023 г. N РНП-78-68/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023