Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПб ГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "Первая Испытательная Лаборатория" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 194-ЭП/23 от 09.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проектирование капитального ремонта помещений под размещение компьютерного томографа в здании, по адресу: СПб, 2-я Берёзовая аллея, д. 3/5, лит. А (извещение N 0372100037122000368),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проектирование капитального ремонта помещений под размещение компьютерного томографа в здании, по адресу: СПб, 2-я Берёзовая аллея, д.3/5, лит. А (извещение N 0372100037122000368) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 391 358,65 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.09.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Первая Испытательная Лаборатория".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Первая Испытательная Лаборатория" заключен государственный контракт N 0372100037122000368 от 26.09.2022 на сумму 391 358,65 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 5.2.9, 13.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Первая Испытательная Лаборатория".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по проектированию капитального ремонта помещений под размещение компьютерного томографа в здании (далее - Работы) по адресу: СПб, 2-я Берёзовая аллея, д. 3/5, лит. А (далее - Объект).
Пунктом 3.2 Контракта установлен срок выполнения работ:
Начало выполнения работ: в течение 2 (двух) рабочих дней с даты подписания Заказчиком и Участником Контракта.
Окончание выполнения работ: 24 часа 00 минут 12.12.2022.
Виды и объем Работ, производимые в рамках проведения Работ установлены заданием на проектирование (Приложение N1 к Контракту), сметной документации (Приложение N2 к Контракту) и описанием объекта закупки (Приложение N1 к извещению) и включает следующее:
- Разработка проектной (рабочей) документации;
- Разработка сметной документации;
- Согласование проектной документации (получение экспертного заключения) в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург и Ленинградской области";
- Согласование проектной документации в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу;
- Согласование проектной документации с СПб ГБУ "Стройкомплект" (служба заказчика);
- (при необходимости) получение положительного заключения на определение достоверности сметной стоимости в СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы".
В ходе исполнения обязательств по Контракту Заказчику стало очевидным, что Работы не будут выполнены надлежащим образом.
14.11.2022 Заказчик направил Участнику письмо с требованием ускорить разработку проектно-сметной документации и завершить Работы в срок, указанный в Контракте.
06.12.2022 Участник направил Заказчику по электронной почте разработанную проектную документацию "Пояснительная записка. Требования к инженерному обеспечению" (шифр 0372100037122000368-ТХ), "Пояснительная записка. Архитектурно-строительная часть" (шифр 0372100037122000368-ТХ), "Пояснительная записка. Вентиляция и отопление" (шифр 0372100037122000368-ТХ), "Пояснительная записка. Радиационная безопасность" (шифр 0372100037122000368-ТХ).
Заказчик, изучив представленную Участником документацию установил, что часть необходимой документации отсутствует, а в представленной документации отсутствуют некоторые разделы.
Согласно п. 23.1. Задания на проектирование проект должен содержать: обмерные чертежи, пояснительная записка (с мероприятиями по энергоэффективности, с перечнем конкретных мероприятий по обеспечению доступа МГН и обоснованием принятых технических решений), архитектурно-строительные решения, системы электроснабжения и электроосвещения, системы водоснабжения и канализации, системы отопления и вентиляции, сети связи, технологические решения, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, проект организации капитального ремонта (включая мероприятия по обращению со строительными отходами), сметную документацию с приложением мониторинга цен с коммерческими предложениями, согласованными Заказчиком. Так же необходимо представить документацию отдельными разделами в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-013.
В тот же день 06.12.2022 в адрес Участника было направленно письмо с перечнем всех выявленных нарушений и требованием их устранения и выполнения условий Контракта в срок.
12.12.2022 срок исполнения Контракта истек. Условия Контракта выполнены Участником не были.
13.12.2022 в адрес Участника была направлена претензия с требованием исполнить условия Контракта в течение 7 календарных дней. В противном случае Заказчик оставлял за собой право, согласно п. 5.2.9 Контракта, отказаться от исполнения Контракта. Однако Участник не выполнил требование, указанное Заказчиком в претензии.
В связи с существенным нарушением Участником свои обязательства по Контракту, выраженным в предоставлении документации не соответствующей условиям Контракта и не устранении таких недостатков в установленный Контрактом срок, Заказчик, руководствуясь ст.ст. 715, 721 ГК РФ, п. 13.5 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ООО "Первая Испытательная Лаборатория" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представило письменные пояснения, в которых указало, что предпринимало все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
Согласно данным пояснениям, во исполнение принятых на себя обязательств ООО "Первая Испытательная Лаборатория" своевременно приступило к выполнению Работ по разработке проектной (рабочей) документации и сметной документации.
Ввиду большого объема рабочих документов, по мере разработки проектной и сметной документации, документы направлялись Заказчику поэтапно, а именно за период с 18.10.2022 по 06.12.2022 на электронную почту в адрес Заказчика ООО "Первая Испытательная Лаборатория" направило пояснительную записку к проектной (рабочей) документации, все материалы проектной документации в объеме 5 томов и сметную документацию для изучения Заказчиком и согласования материалов для последующего исполнения условий Контракта по соблюдению этапности дальнейшего согласования материалов.
Факт направления Заказчику на согласование материалов проектной документации и сметной документации по каждой позиции подтверждается электронной перепиской за 08.10.2022 и 31 .10.2022, 08.11.2022 и 15.11.2022, 05.12.2022 и 06.12.2022.
В соответствии с Заданием на проектирование прохождение процедуры согласования проектной (рабочей) и сметной документации с Заказчиком является обязательным условиям для перехода на следующие этапы согласовательной процедуры материалов проектной и сметной документации в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург и Ленинградской области", Управлении Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербург", СПб ГБУ "Стройкомплект" (служба заказчика).
После изучения Заказчиком представленных ООО "Первая Испытательная Лаборатория" в рамках Контракта материалов, 06.12.202 Заказчик высказал свои замечания относительно представленной документации, в результате рассмотрения которых, ООО "Первая Испытательная Лаборатория" приняло меры по внесению корректировок и исправлений в проектную документацию и подготовило доработанный проект.
22.12.2022 ООО "Первая Испытательная Лаборатория" направило по электронной почте в адрес Заказчика откорректированную проектную (рабочую) документацию в объеме 6 томов в формате PDF с пояснительными записками к ним для повторного рассмотрения и согласования службой Заказчика.
С 22.12.2022 и по настоящее время Заказчик не направил в адрес ООО "Первая Испытательная Лаборатория" ответ о согласовании разработанной сметной документации и откорректированной проектной документации или замечания к ней, что затрудняло и делало невозможным дальнейшее выполнение Работ по Контракту, а именно поэтапное направление на согласование и получение экспертного заключения в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург и Ленинградской области", в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, как это предусмотрено условиями п.п. 1.1, 1.2 Контракта.
28.12.2022 в адрес ООО "Первая Испытательная Лаборатория" Заказчик направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с которым ООО "Первая Испытательная Лаборатория" было ознакомлено 09.01.2023, в первый рабочий день, т.к. ввиду новогодних каникул и предновогодних командировок в г. Санкт-Петербург представители ООО "Первая Испытательная Лаборатория" не находились на рабочих местах у компьютера.
Как усматривается из текста Решения Заказчика, Заказчик не отрицает тот факт, что ООО "Первая Испытательная Лаборатория" направляло разработанную проектную и сметную документацию в рамках Контракта, однако исказил дату, поскольку документация направлена Заказчику не 06.12.2022, а с 18.10.2022 по 06.12.2022 включительно, также, в указанном Решении не отражен факт того, что 22.12.2022 ООО "Первая Испытательная Лаборатория" приняло во внимание замечания Заказчика к проектной документации и направило откорректированную проектную документацию на повторное согласование.
Участник считает, что Решение Заказчика при наличии у него представленной ООО "Первая Испытательная Лаборатория" разработанной проектной (рабочей) документации и сметной документации является незаконным, поскольку ООО "Первая Испытательная Лаборатория" полностью зависит от согласования представленных материалов самим Заказчиком, который не отреагировал на материалы проектной документации, представленные 22.12.2022 Заказчику на согласование после доработки с учетом ранее направленных замечаний, а приступить к дальнейшей процедуре согласования документов без одобрения Заказчиком, ООО "Первая Испытательная Лаборатория" не имело возможности.
Получив Решение Заказчика, 11.01.2022 ООО "Первая Испытательная Лаборатория" направило на электронную почту Заказчика письмо с просьбой рассмотреть представленные 22.12.2022 материалы по Контракту, продлить срок действия Контракта и предоставить возможность исполнить условия Контракта в полном объеме.
Таким образом, ООО "Первая Испытательная Лаборатория" не отказывалось исполнить взятые на себя обязательства, проектную (рабочую) документацию и сметную документацию разработало и направило на согласование в адрес Заказчика и без получения ответа о согласовании не имело возможности приступить к дальнейшему исполнению Контракта, фактически результат Работ ООО "Первая Испытательная Лаборатория" и его этапность напрямую связаны с действиями самого Заказчика.
Юридически значимым в сложившейся ситуации является полная зависимость ООО "Первая Испытательная Лаборатория" от согласования разработанной и представленной проектной и сметной документации Заказчиком.
Принимая во внимание то обстоятельство, что по условиям Контракта срок его действия ограничен датой 31.12.2022, которая выпадает на нерабочий выходной день, то указанная дата переносится на первый рабочий день - 09.01.2023.
Более того в соответствии с п. 13.2 Контракта истечение срока действия Контракта не освобождает Стороны от исполнения обязательств, возникших в период действия Контракта, а также от ответственности за его нарушение.
При указанных обстоятельствах, возможность продолжить исполнение Контракта у ООО "Первая Испытательная Лаборатория" была исключительно при условии получения согласования Заказчиком представленной документации, на что ООО "Первая Испытательная Лаборатория" повлиять не могло.
Заказчик полученной от ООО "Первая Испытательная Лаборатория" проектной и сметной документацией имеет возможность распоряжаться в дальнейшем, поскольку она направлена электронно, имеет полный комплект документов и не возвращена с обоснованием отказа в адрес ООО "Первая Испытательная Лаборатория".
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Первая Испытательная Лаборатория" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и изучив письменные пояснения Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Первая Испытательная Лаборатория" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Первая Испытательная Лаборатория" (ИНН: 3435036329), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2023 г. N РНП-78-66/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023