Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 193-ЭП/23 от 09.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) в государственную собственность Санкт-Петербурга путем заключения договора купли-продажи (извещение N 0172200003122000804),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в государственную собственность Санкт-Петербурга путем заключения договора купли-продажи (извещение N 0172200003122000804) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 495 429,10 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП" заключен государственный контракт N 22000804 от 10.10.2022 на сумму 5 467 952,28 рублей (максимальное значение цены контракта) (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался передать жилое помещение (квартиру) в государственную собственность Санкт-Петербурга путем заключения договора купли-продажи в состоянии, отвечающем требованиям Контракта и его назначению, по акту приема-передачи в соответствии с разделом 5 Контракта (в течение 30 календарных дней после заключения Контракта).
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что указанная квартира принадлежит Бочарову Геннадию Викторовичу (далее - Бочаров Г.В.) на праве собственности, регистрационный N 78:42:1832202:9853-78/011/2022-1 от 06.05.2022 (Квартира).
В соответствии с п. 9.1. Контракта, Контракт действует до момента исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме, до 15.12.2022.
По состоянию на 12.01.2023 квартира по акту приема-передачи Заказчику не была передана.
30.10.2022 от Участника в адрес Заказчика поступило сообщение о смерти Бочарова Г.В., а 01.12.2022 было направлено свидетельство о смерти Бочарова Г.В. от 11.11.2022 серии VI-АГ N 728174.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 188, Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 9.4. Контракта, Заказчик вправе принять решение об отказе от исполнения Контракта в одностороннем порядке в случае неисполнения Участником обязательства, предусмотренного п. 5.1 Контракта и п. 2.6.2 Технического задания на срок, превышающий 15 календарных дней.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, объективную невозможность передачи Бочаровым Г.В. (его представителем, либо наследником) квартиры Заказчику в пределах срока действия Контракта, на основании п. 9.4. Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП" не уклонялось от исполнения Контракта и сохраняло своё намерение исполнить Контракт.
28.10.2022 был подписан Акт осмотра квартиры, приобретаемой по Контракту. Представители Заказчика, согласно подписанного Акта, замечаний не имели и по результатам осмотра было рекомендовано к приемке, что подтверждает намерение исполнения Контракта ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП".
Однако, по причине смерти Бочарова Г.В. в адрес Заказчика Участником было направлено сообщение о смерти Бочарова Г.В., а 01.12.2022 было направлено свидетельство о смерти Бочарова Г.В. от 11.11.2022 серии VI-АГ N 728174.
ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП" также предлагало Заказчику расторжение контракта по соглашению сторон (письмо от 30.10.2022).
Данные обстоятельства привели к невозможности исполнения Контракта по независящему от ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП" обстоятельства.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЗАКУПКА-ГРУПП" (ИНН: 7820080662), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2023 г. N РНП-78-65/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023