Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Медикэр" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 188-ЭП/23 от 09.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку лекарственного препарата ГАДОБУТРОЛ (извещение N 0372100029922000951),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственного препарата ГАДОБУТРОЛ (извещение N 0372100029922000951) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 047 990,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.12.2022 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Медикэр".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Медикэр" заключен государственный контракт N 0372100029922000951-01 от 14.12.2022 на сумму 747 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено его расторжение в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 26.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Медикэр" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно п. 1.3.2. Контракта срок поставки товара: с момента заключения Контракта по 20.12.2022, по заявкам Заказчика.
Согласно п. 1.3.1. Контракта поставка партии товара производится Поставщиком в течение 3 (трех) рабочих дней от даты получения заявки.
15.12.2022 года на электронную почту Поставщика была направлена заявка N 1649/32022 от 15.12.2022 на поставку товара, на сумму 186 750,00 рублей. 19.12.2022 заявка направлена Поставщику повторно. Поставка товара по данной заявке не осуществлена.
15.12.2022 на электронную почту Поставщика была направлена заявка N 1650/32022 от 15.12.2022 на поставку товара, на сумму 93 375,00 рублей. 19.12.2022 заявка направлена Поставщику повторно. Поставка товара по данной заявке не осуществлена.
19.12.2022 на электронную почту Поставщика была направлена заявка N 1654/32022 от 19.12.2022 на поставку товара, на сумму 186 750,00 рублей. 22.12.2022 заявка направлена Поставщику повторно. Поставка товара по данной заявке не осуществлена.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Медикэр" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Медикэр" пояснил, что ООО "Медикэр" приняло участие в данной закупке, подав заявку с лекарственным препаратом Гадобутрол, раствор для внутривенного введения 1 ммоль/мл 7,5 мл шприц 5 коробка картонная, Джодас Экспоим Пвт.Лтд / Индия, регистрационное удостоверение ЛП-006899, держатель регистрационного удостоверения Джодас Экспоим ООО, запросив у официального дистрибьютора в России (ООО "Джодас Экспоим") подтверждение закупки данного лекарственного препарата для целей исполнения Контракта в случае победы в электронной процедуре.
02.12.2022 Поставщик получил гарантийное письмо от ООО "Джодас Экспоим", заверяющее обязательство поставки лекарственного препарата.
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата ГАДОБУТРОЛ (код ОКПД2 - 21.20.23) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
В соответствии с п. 1.3.1 Контракта, срок поставки Товара: с момента заключения Контракта по 20.12.2022, по заявкам Заказчика.
В соответствии с Календарным планом (Приложение N3 к Контракту) поставка товара осуществляется в течение 3 рабочих дней с момента подачи заявки Заказчиком.
В соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту) поставке подлежит следующий товар:
Гадобутрол р-р для в/в введ. 1ммоль/мл 7,5 мл 5 шпр. кор. картон, (д/стационар.) Джодас Экспоим Пвт.Лтд Индия (регистрационное удостоверение ЛП-006899) в количестве 80 упаковок.
1. В рамках заключенного Контракта 15.12.2022 Заказчик направил заявку N 1650/32022 на поставку 10 упаковок лекарственного препарата Гадобутрол р-р для в/в введ. 1 ммоль/мл 7,5 мл 5 шпр. кор. картон, (д/стационар.) Джодас Экспоим Пвт.Лтд Индия общей стоимостью 93 375,00 рублей.
В рамках заключенного Контракта 15.12.2022 Заказчик направил заявку N1649/32022 на поставку 20 упаковок лекарственного препарата Гадобутрол р-р для в/в введ. 1ммоль/мл 7,5 мл 5 шпр. кор. картон, (д/стационар.) Джодас Экспоим Пвт.Лтд Индия общей стоимостью 186 750,00 руб.
Поставщик обратился к производителю с соответствующим заказом.
По информации, полученной от производителя и держателя регистрационного удостоверения ООО "Джодас Экспоим" 15.12.2022 на российском рынке возникла дефектура данного препарата, на остатках на складе имеются только 10 упаковок указанного препарата. Точные сроки поступления лекарственного препарата в Российскую Федерацию производитель не указал, однако просил ожидать поставки товара в ближайшее время.
Во исполнении обязательств по поставке товара по Контракту, Поставщик поставил, а Заказчик принял 10 упаковок лекарственного препарата по Товарной накладной N 1121 от 20.12.2022 на сумму 93 375 рублей.
15.12.2022 Поставщик также направил Заказчику письмо о дефектуре в отношении поставки 20 упаковок лекарственного препарата с просьбой ожидать срочной поставки, как только препарат появится в Российской Федерации.
2. В рамках заключенного Контракта 19.12.2022 Заказчик направил заявку N1654/32022 на поставку 20 упаковок лекарственного препарата Гадобутрол р-р для в/в введ. 1 ммоль/мл 7,5 мл 5 шпр. кор. картон, (д/стационар.) Джодас Экспоим Пвт.Лтд Индия общей стоимостью 186 750,00 руб.
Поставщик повторно обратился к Производителю с соответствующим заказом, однако 19.12.2022 ООО "Джодас Экспоим" повторно направило письмо о дефектуре от 15.12.2022.
26.12.2022 Поставщик уведомил Заказчика о невозможности своевременной поставки товара, а также просил ожидать поставки при поступлении лекарственного препарата на склад производителя в Российской Федерации в срочном порядке.
26.12.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
26.12.2022 Поставщик повторно обратился к Производителю ООО "Джодас Экспоим" по вопросу поставки препарата - Гадобутрол 7,5 мл в количестве 40 упаковок, а также повторно получил ответ об отсутствии ориентировочных сроков поставки товара в Российскую Федерацию.
09.10.2023 Поставщик повторно обратился к Производителю ООО "Джодас Экспоим" по вопросу поставки препарата - Гадобутрол 7,5 мл в количестве 40 упаковок.
10.10.2023 Производитель уведомил Поставщика о поступлении требуемого товара на склад в Российской Федерации, а также о готовности отгрузки товара.
11.01.2023 Поставщик получил 40 упаковок лекарственного препарата и направил Заказчику письмо с просьбой заключить прямой разовый договор с единственным поставщиком в целях обеспечения лекарственного учреждения лекарственным препаратом, а также уведомил о том, что может произвести отгрузку в ближайшее время, что подтверждается товарной накладной между ООО "Джодас Экспоим" и ООО "Медикэр".
Отсутствие лекарственного препарата у Поставщика было вызвано дефектурой на российском фармацевтическом рынке. Закупить лекарственный препарат Гадобутрол, раствор для внутривенного введения 1 ммоль/мл 7,5 мл шприц 5 коробка картонная, производства Джодас Экспоим Пвт.Лтд / Индия, по 09.01.2023 не представлялось возможным, поскольку данный лекарственный препарат отсутствовал на фармацевтическом рынке в РФ, что подтверждается письмом о дефектуре от 15.12.2022, полученного официального представителя производителя и держателя лекарственного удостоверения.
Вышеописанная ситуация оказалась неожиданной для Поставщика, и не зависящей от него.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, просим комиссию У ФАС по городу Санкт-Петербургу принять во внимание, что в данном случае причиной неисполнения обязательств Поставщиком является дефектура лекарственного препарата, возникшая по независящим от Поставщика обстоятельствам.
При этом, в целях исполнения обязательств по Контракту, Поставщик частично исполнил заявки Заказчика, а также неоднократно пытался получить лекарственный препарат у производителя, который в свою очередь сообщил о дефектуре на российском фармацевтическом рынке. Также Участник отметил, что производитель сообщил о появлении в РФ препарата - 10.01.2023, товар был немедленно закуплен, о чем Поставщик сообщил Заказчику и предложил Заказчику заключение разового прямого договора с единственным поставщиком для поставки требуемого количества лекарственного препарата.
11.01.2023 товар был получен Поставщиком от производителя, в связи с чем Поставщик направил Заказчику проект разового договора и сопроводительное письмо с соответствующим предложением.
Ответ от Заказчика на указанное предложение не был получен, в связи с чем Поставщик связался с Заказчиком по телефону и получил устный отказ Заказчика от заключения разового прямого договора, в связи с отсутствием в настоящее время финансирования.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Медикэр" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "Медикэр" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "Медикэр", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Медикэр" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Медикэр" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Медикэр" (ИНН: 0326040626) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2023 г. N РНП-78-61/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023