Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
Администрация Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган); ООО "МТК" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
при участии представителей СПБ ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 458-ЭП/23 от 10.01.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту стерилизационного оборудования в подразделениях в СПб ГБУЗ "Городская больница N40" в 2023 году (извещение N 0172200000622000355) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.12.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000622000355.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 550 210, 29 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки, избыточном описании объекта закупки.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Описание объекта закупки.docx".
Заявитель утверждает, что описание объекта закупки ограничивает конкуренцию, поскольку Заказчиком в один лот объединено обслуживание двух стерилизаторов "STERIVAP 669" и "STERIVAP 6612-2".
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчику надлежит указывать именно те показатели, которые отражают его действительную потребность, указание которых обусловлено целью поставки товара, наиболее соответствующему целям закупки.
Техническому обслуживанию подлежит следующее оборудование:
- Стерилизатор паровой "STERIVAP" ("СТЕРИВАП"), модель 669 (включая систему водоподготовки);
- Стерилизатор паровой "STERIVAP" ("СТЕРИВАП"), модель 6612-2 (включая ультразвуковую мойку ULTRAMATIC 600).
Виды работ по техническому обслуживанию, которые необходимо выполнить на указанном оборудовании перечислены в пункте 7.2. описания объекта закупки:
позиция 3: Стерилизатор паровой STERIVAP 669 (включая систему водоподготовки):
3.1) Проведение тестовых программ (тест вакуума и тест Бови-Дика) (ежемесячно);
3.2) Обслуживание системы уплотнения двери со стороны загрузки и выгрузки (чистка паза, прокладки, смазка паза, в случае чрезмерного деформирования или износа прокладки, замена) (ежемесячно);
3.3) Проверка работы узлов и агрегатов машины через сервисное меню (ежемесячно);
3.4) Проверка работоспособности датчиков температур (ежемесячно);
3.5) Проверка работоспособности датчиков давления (ежемесячно);
3.6) Проверка и чистка фильтра приточного и отходящего воздуха распределительного шкафа автоматики (ежемесячно);
3.7) Проверка механизма открывания двери, при необходимости производится смазка, очистка и регулировка (ежемесячно);
3.8) Проверка целостности и очистка входного отстойника сжатого воздуха (ежемесячно);
3.9) Проверка работоспособности механического предохранительного клапана (ежемесячно);
3.10) Проверка плотности резьбовых соединений и соединений трубопроводов (ежемесячно);
3.11) Проверка состояния электрооборудования (ежемесячно);
3.12) Проверка концевых выключателей двери (ежемесячно);
3.13) Проверка действия предохранительной планки двери и электроудлинителя (ежемесячно);
3.14) Проверка запасного бака питательной воды, и устройств контроля уровня воды (ежемесячно);
3.15) Контроль прохождения цикла программы, при необходимости производится корректировка через сервисное меню (ежемесячно);
3.16) Проверка и чистка сетчатых фильтров для улавливания загрязнений в подводящих и отводящих трубопроводах (ежемесячно);
3.17) Очистка сервисных зон медицинских изделий от пыли и загрязнений (ежемесячно);
3.18) Проверка и чистка конденсатоотводчиков, замена рем. комплектов (ежемесячно);
3.19) Контроль уплотнения ТЭНов на предмет протечек (ежемесячно);
3.20) Промывка парогенератора раствором для удаления осадочных отложений и налёта ржавчины (1 раз в год);
3.21) Очистка внутренних поверхностей стерилизационных камер от налёта и загрязнения (1 раз в год);
3.22) Внесение актуальных компенсаций для электронных датчиков давления и температуры в память стерилизатора (по мере необходимости, но не реже одного раза в год, с использованием поверенных измерительных приборов температуры и давления) (1 раз в год);
3.23) Замена бактериологического фильтра кат.N 000538626;
3.24) Замена средства очистки камеры кат.N 000644375;
3.25) Замена уплотнения кат.N 66006706032;
3.26) Замена смазки высокотемпературной специальной кат.N 000613047;
3.27) Замена клапана электромагнитного 301С 24V DC кат.N 000521291;
3.28) Замена пневмоглушителя кат.N 000634215;
3.29) Замена пневматического редукционного вентиля кат.N 000072045;
3.30) Замена вентиля терморегуляционного кат.N 000539666;
3.31) Замена предохранительного клапана кат.N 010093522;
3.32) Замена пускателя ТЭНов контактор LC1D25B7 кат.N 010071122;
3.33) Замена обратного клапана пластинчатого DN25 кат.N 000543339;
3.34) Замена сматывающего устройства (левое) кат.N 000589707;
3.35) Замена cматывающего устройства (правое) кат.N 000589698;
3.36) Замена электромагнитного клапана кат.N 000536569;
3.37) Замена ТЭН 9 кВт кат.N 000574402;
3.38) Замена уплотнения для ТЭНа кат.N 000055046;
3.39) Замена термо-принтера кат.N 010096218;
3.40) Замена термобумаги кат.N 010096216;
3.41) Замена датчика уровня ультразвукового FTL31 кат.N 010510296;
3.42) Замена обратного клапана 1/2" (нерж) кат.N 000622256;
3.43) Замена конденсатоотводчика углового кат.N 000031815;
3.44) Замена мембраны обратного осмоса кат.N ULP21-2540;
3.45) Замена угля активированного;
Скорость фильтрации, м/час 12 - 15
Скорость обратной промывки, м/час 24 - 30
Фракция, мм 0.5 - 1.7
Высота слоя, см 65 - 75
Плотность 0,48 - 0,55 г/см
3.46) Замена сильнокислотной катионообменной смолы;
Ионообменная емкость, г-экв/л 2
Скорость фильтрации, м/час 5 - 40
Скорость промывки рассолом, м/час 2 - 7
Высота слоя, см 60
Коэффициент однородности 1,6
Свободный объем, % 50
Тип смолы катиониты
3.47) Замена сорбента АС 0,315 - 0,7 мм. меш. 25л;
Фильтрующий материал сорбент АС - алюмосиликатный полифункциональный адсорбент повышенной прочности.
3.48) Замена кварца зернистого;
Фракция, мм 0.7 - 1.2
Плотность 1,6 г/см
Коэффициент однородности 1,6 и менее
3.49) Замена соли таблетированной, меш.25 кг;
Пищевая таблетированная
3.50) Замена картриджа ВFE-20BB mix кат.N 28072;
При этом работы в части технического обслуживания системы водоподготовки вынесены отдельным пунктом (3.51):
3.51) В части водоподготовки:
3.51.1) Очистка механического фильтра (ежемесячно);
3.51.2) Проверка состояния фильтра тонкой очистки обратного осмоса (ежемесячно);
3.51.3) Проверка состояния мембран обратного осмоса (ежемесячно);
3.51.4) Обслуживание колонны умягчителя (проверка работы часов, проверка работы управляющего клапана, регулировка солевого клапана) (ежемесячно);
3.51.5) Обслуживание колонны обезжелезивания (проверка работы управляющего клапана) (ежемесячно);
3.51.6) Проверка работы датчика верхнего уровня воды (ежемесячно);
3.51.7) Проверка работы датчика защиты от сухого хода насосной станции (ежемесячно);
3.51.8) Промывка и чистка колонн (1 раз в год);
3.51.9) Промывка и чистка всей системы водоподготовки (1 раз в год);
3.51.10) Замена фильтрующих загрузок в колоннах (1 раз в год);
Аналогичным образом в подпункте 4 сформированы требования к техническому обслуживанию Стерилизатора парового "STERIVAP" ("СТЕРИВАП"), модель 6612-2 (включая водоподготовку и ультразвуковую мойку ULTRAMATIC 600):
Работы в части ультразвуковой мойки вынесены отдельным пунктом (4.50):
4.50) В части ультразвуковой мойки:
4.50.1) Проверка состояния крана подачи воды (ежемесячно);
4.50.2) Проверка таймера работы ультразвукового генератора (ежемесячно);
4.50.3) Состояние канализационного слива (ежемесячно);
4.50.4) Проверка состояния электрических соединений (ежемесячно);
4.50.5) Проверка питающего напряжения (ежемесячно).
Таким образом работы, необходимость проведения которых имеется у Заказчика, перечислены в описании объекта закупки.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными Заказчиком возражениями, работы, касающиеся системы водоподготовки и ультразвуковой мойки ULTRAMATIC 600 вынесены Заказчиком в отдельные подпункты, что позволяет участникам закупки разделить работы по видам оборудования и не вызывает трудностей в восприятии.
Довод Заявителя о том, что производители не допускают образование единого комплекса не соответствует действительности, так как Центральное стерилизационное отделение больницы само по себе является комплексом единиц оборудования объединённых в систему, предназначенную для решения задач больницы по мойке, упаковке, стерилизации, и индикации качества обработки материалов больницы, и уже состоит из оборудования различных производителей. Ни в одной из инструкций на каждую единицу оборудования, ни от одного производителя, не указано, что не допускают образование единого комплекса на усмотрение пользователя, обеспечивающего свои потребности.
Так, стерилизаторы "STERIVAP 669" и "STERIVAP 6612-2" действительно подключены к системам водоподготовки и ультразвуковой мойке и представляют собой единые взаимосвязанные комплексы, что обусловлено их функционалом.
Система водоподготовки является системой фильтрации и подачи воды (система трубок и фильтров, предназначенная для обеспечения требуемого качества воды, указанного в инструкции производителя), которая используется в стерилизаторе и ультразвуковой мойке в процессе их нормальной эксплуатации.
Ультразвуковая мойка представляет собой "ванну", в которой вибрациями очищается инструмент для последующей обработки, стерилизации.
Следует отметить, что тот или иной способ перечисления оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, не отменяет необходимости его обслуживания.
Иными словами, если бы Заказчиком спорное оборудование было перечислено отдельными позициями, это никак бы не повлияло на объем выполняемых работ, цену работ. Указанное оборудование не является уникальным (не требует дополнительной квалификации, сертификации и т.п.), а его расходные материалы находятся в свободном товарном обороте и могут быть приобретены любым лицом. Помимо вышеуказанного, извещением не установлено ограничение на привлечение субподрядчиков, что позволяет при необходимости привлечь к выполнению работ необходимые ресурсы.
Более того, объектом закупки является оказание услуг, а не поставка товара, в связи с чем формирование технического задания тем или иным образом также не может привести к ограничению круга участников закупки. Участникам закупки не требовалось представлять конкретные характеристики каких-либо товаров.
При таких обстоятельствах изложенное Заказчиком описание объекта закупки не может привести к ограничению конкуренции.
Что касается доводов Заявителя о том, что система водоподготовки и ультразвуковая мойка не включены в регистрационные удостоверения на оборудование "Стерилизатор паровой "STERIVAP 669" и "Стерилизатор паровой "STERIVAP" 6612-2" следует отметить, что Заказчик в описании объекта закупки не утверждает о том, что данное вспомогательное оборудование включено в РУ на стерилизаторы.
Вместе с тем, как было указано выше, это не исключает необходимость технического обслуживания данного оборудования.
Каких-либо доказательств того, что сформированное Заказчиком описание объекта закупки привело к ограничению конкуренции Заявителем не представлено.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Уполномоченного органа, Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МТК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2023 г. N 44-109/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2023