Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СШОР N 1 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Яковлева Валерия Михайловича (далее - Участник, ИП Яковлев В.М.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 456-ЭП/23 от 10.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку кроссовок и костюмов тренировочных спортивных для отделения гандбола (извещение N 0372200274022000058),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку кроссовок и костюмов тренировочных спортивных для отделения гандбола (извещение N 0372200274022000058) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 959 800,46 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.10.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Яковлев В.М.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Яковлевым В.М. заключен государственный контракт N 160-Т/22 от 18.10.2022 на сумму 1 469 849,96 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4.4.7, 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Яковлевым В.М.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку кроссовок и костюмов тренировочных спортивных для отделения гандбола (далее - Товар) единовременно в полном объеме в течение 30-ти (тридцати) календарных дней, со дня заключения сторонами настоящего Контракта (п. 3.1 Контракта).
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что Участник должен передать Заказчику заверенные копии сертификата соответствия либо декларации о соответствии на Товар, если они предусмотрены законодательством для данного вида Товара, а также предоставляет документы, подтверждающие страну происхождения Товара.
Согласно п. 4.1.10 Контракта Участник обязан предоставить образцы товара в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Контракта для проверки соответствия заявленного товара требованиям Спецификации, Технического задания и предъявляемым к товару требованиям.
Однако свои обязанности Участник исполнил ненадлежащим образом, тем самым нарушил п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 3.1, 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.10 Контракта.
Ненадлежащее исполнение Участником обязательств по Контракту выразилось в следующем:
- образцы Товара Участником Заказчику не поставлены ни в срок, указанный в Контракте, ни в дополнительно установленные сроки;
- Товар Участником Заказчику не поставлен ни в срок, указанный в Контракте, ни в дополнительно установленные сроки.
31.10.2022 Заказчиком в адрес Участника направлена претензия N 396 о невыполнении п. 4.1.10 Контракта в части поставки образцов Товара. Установлен дополнительный срок поставки образцов - до 07.11.2022.
11.11.2022 Заказчиком в адрес Участника была направлена повторная претензия N 409 в связи с отсутствием ответа на претензию от 31.10.2022 N 396 и непоставкой образцов Товара. Установлен дополнительный срок - до 16.11.2022.
11.11.2022 Участник в ответ на данную претензию уведомил Заказчика о том, что осуществит поставку образцов Товара в срок до 16.11.2022.
08.12.2022 Заказчиком в адрес Участника была направлена претензия N 443 о невыполнении им своих обязательств по поставке образцов Товара, а также и самого Товара, срок поставки которого истек 18.11.2022. Участнику был установлен дополнительный срок поставки Товара - до 15.12.2022.
13.12.2022 Участник направил в адрес Заказчика обращение с просьбой продлить срок поставки костюмов тренировочных спортивных для отделения гандбола до 24.12.2022, а в части поставки кроссовок - расторгнуть Контракт по соглашению сторон. В качестве основания привел введение ограничительных мер экономического характера.
Претензией от 14.12.2022 N 449 Заказчик не согласился с доводами Участника и предупредил его о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта после 15.12.2022. Данная претензия была оставлена Участником без ответа.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п. 4.4.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и на основании ст. 506, ч. 1 и 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.12.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Яковлевым В.М. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что во исполнение условий заключенного Контракта, ИП Яковлев В.М. перед участием в Аукционе запрашивал информацию о возможности поставки Товара, после того как его признали победителем. После заключения Контракта ИП Яковлев В.М. обратился в компанию ООО "Высокие достижения", которая ранее ему предоставила информацию о наличии Товара и попросил произвести отгрузку Товара. Однако в ответ на свой запрос получил ответ, что Товара в наличии нет, информация о его наличии была предоставлена по ошибке. ИП Яковлев В.М. начал искать требуемый Товар (кроссовки и костюмы мужские) у других поставщиков, а также запрашивал ткань для того, чтобы самому произвести необходимые костюмы, но в ответ от поставщиков получал информацию о недоступности запрашиваемой для Заказчика продукции, ввиду введенных санкций в отношении Российской Федерации, а также была предоставлена информация, что запрашиваемые кроссовки подходят под описание фирмы ASICS, продукция данной компании более не поставляется в Российскую Федерацию из-за введенных санкций. ИП Яковлевым В.М. все же была найдена необходимая ткань для производства спортивных костюмов, о чем был уведомлен Заказчик и ИП Яковлев В.М. просил продлить срок исполнения Контракта до 24.12.2022, а в части поставки кроссовок просил расторгнуть Контракт по соглашению сторон, так как кроссовки фирмы ASICS поставить не представляется возможным, но в ответ от Заказчика получил отказ в расторжении Контракта в части поставок кроссовок и в части увеличения срока исполнения Контракта.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Яковлева В.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил доказательств невозможности поставки Товара в соответствии с условиями Контракта.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское Законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Яковлева Валерия Михайловича, ИНН: 772965153622, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Яковлева Валерия Михайловича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.01.23 |
12.01.23 |
10.01.23 |
0 |
10.01.23 |
17.01.23 |
16.01.23 |
0 |
19.01.23 |
19.01.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2023 г. N РНП-78-84/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2023