Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГКУ ТЦ ПС (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
ИП Мироновой Анны Сергеевны (далее - Участник, ИП Миронова А.С.): представила письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 454-ЭП/23 от 10.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации внутриплощадочных сетей водоотведения на объекте Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Технический центр противопожарной службы Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200054822000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации внутриплощадочных сетей водоотведения на объекте Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Технический центр противопожарной службы Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200054822000003) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 490 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.07.2022 NИЗК1 победителем Аукциона признана ИП Миронова А.С.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Мироновой А.С. заключен государственный контракт N 33/2022 от 18.07.2022 на сумму 399 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.6 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае следующих существенных нарушений Участником условий контракта:
8.6.1. задержка в сроках оказания услуг Участником составляет более 5 (пяти) рабочих дней c момента истечения срока оказания услуг, указанного в п. 3.4 Контракта.
8.6.2. если отступления от условий контракта или недостатки, обнаруженные при приемке оказанных услуг, в установленные Заказчиком сроки не были устранены Участником либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Мироновой А.С.
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по разработке проектно-сметной документации внутриплощадочных сетей водоотведения на объекте Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Технический центр противопожарной службы Санкт-Петербурга" (далее - Услуги) в срок, с момента заключения Контракта до 30.11.2022 (включительно) (п. 3.4 Контракта).
По состоянию на 16.12.2022 Услуги Участником оказаны не были, ввиду чего Заказчик, руководствуясь п. 8.6.1 Контракта и ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ИП Миронова А.С. не направила своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представила письменные пояснения, в которых указала, что не согласна с Решением Заказчика, как и с фактом расторжении Контракта в одностороннем порядке по следующим основаниям:
Согласно п. 1.2 раздела 2 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), Участнику необходимо получить технические условия подключения к сетям водоотведения от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга").
Согласно п. 1 ст. 3 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с п. 11 "Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N2130 (начало действия документа - 01.03.2022), в интересах лиц, указанных в пункте 9 настоящих Правил, с запросом о выдаче технических условий также могут обратиться застройщик либо иное лицо (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), заключившие договор подряда на подготовку проектной документации, определяемые в соответствии с ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий предусмотрено договором о подготовке проектной документации.
В силу абзаца 2 п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130, при наличии у лиц, указанных в пункте 11 настоящих Правил, сведений и документов, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, такие лица вправе обратиться к исполнителю с запросом о выдаче технических условий.
Согласно п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130, запрос о выдаче технических условий может быть представлен исполнителю на бумажном носителе или в форме электронного документа посредством единого портала или официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе посредством переадресации на единый портал.
В п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130 указано, перечень сведений и документов, предусмотренных пунктами 13 и 14 настоящих Правил, является исчерпывающим. Исполнитель не вправе для выдачи технических условий требовать от лиц, указанных в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, иных сведений и документов, не указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил.
На основании п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130, при представлении лицами, предусмотренными пунктами 9 и 11 настоящих Правил, сведений и документов, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса о выдаче технических условий обязан выдать лицу, направившему запрос о выдаче технических условий, без взимания платы технические условия либо направить мотивированный отказ в выдаче технических условий при отсутствии технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, в той же форме, в которой был представлен запрос о выдаче технических условий. При отсутствии технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, на момент обращения лиц, указанных в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, с запросом о выдаче технических условий подключения, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, завершение реализации которых планируется в пределах срока действия технических условий, исполнитель не вправе отказать указанным лицам в выдаче технических условий на основании отсутствия технической возможности подключения.
В данной ситуации, исполнителем согласно вышеуказанных Правил является - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Поскольку технические условия являются фактически отправной точкой и основой для дальнейшего исполнения обязательств по оказанию Услуг в рамках Контракта, ИП Мироновой А.С. требовалось для этого направить запрос в адрес ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" о выдаче технических условий, к которому в соответствии с п. 14 вышеуказанных Правил должны быть предоставлены правоустанавливающие документы и иные документы которыми Участник не располагал, в этой связи указанные документы были у Заказчика запрошены 26.07.2022.
На запрос ИП Мироновой А.С. такие документы были Заказчиком предоставлены ответом от 26.07.2022 и получены мной 27.07.2022 (входящий N 37-22).
02.08.2022 посредством госуслуг (официальный портал - сайт https://gu.spb.ru в сети Интернет) ИП Миронова А.С. обратилась с соответствующим запросом о выдаче технических условий в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и приложением всех требуемых и предоставленных Заказчиком документов согласно вышеуказанных Правил.
На официальном портале - сайте госзакупок в сети Интернет (https://gu.spb.ru/188185/mfcservice/) срок предоставления запрашиваемого документа указан 7 рабочих дней со дня регистрации в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", что соответствует п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130.
04.08.2022 за исходящим N Исх-10274/48 от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в адрес ИП Мироновой А.С. поступил ответ с отказом в выдаче технических условий, согласно которому представленные выписки из ЕГРН должны быть датированы не ранее чем за 30 календарных дней до дня направления запроса (абзац 7 п. 14 Правил), то есть не ранее 02.07.2022.
Однако предоставленная Заказчиком выписка из ЕГРН была датированы 2017 годом, при этом последнему об этом было известно, что указанная выписка по дате не соответствует требованиям вышеуказанных Правил, так как в своем письме от 26.07.2022 Заказчик на соответствующие Правила ссылается.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
10.08.2022 за исходящим N 57 ИП Мироновой А.С. в адрес Заказчика было направлено письмо о предоставлении актуальных документов в виде выписок из ЕГРН на здание и на земельный участок.
После чего получив от Заказчика выписки из ЕГРН со свежей датой ИП Мироновой А.С. повторно был подан 14.08.2022 посредством госуслуг (официальный портал - сайт https://gu.spb.ru в сети Интернет) соответствующий запрос о выдаче технических условий в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с приложением всех требуемых и предоставленных Заказчиком документов согласно вышеуказанных Правил, в том числе выписки из ЕГРН свежей и соответствующей требования датой.
7 рабочих дней истекали 23.08.2022, однако ответа от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не поступило, прождав еще время и не получая никакого ответа ИП Миронова А.С. пыталась неоднократно в телефонном режиме созвониться по этому вопросу с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", однако дозвониться не удалось, в результате чего 05.09.2022 за исходящим N 69 ИП Мироновой А.С. было направлено дополнительное письмо в адрес генерального директора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" об оказании содействия в предоставлении ответа на ранее поданный запрос от 14.08.2022.
В виду отсутствия какой-либо реакции от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и необходимости исполнения Контракта ИП Миронова А.С. в очередной раз заново направила 07.09.2022 посредством госуслуг очередной (третий) запрос о выдаче технических условий с приложением вновь полного пакета документов.
08.09.2022 за N Исх-11727/48 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" дал ответ на запрос от 14.08.2022, то есть спустя 19 рабочих дней вместо предусмотренных 7. Согласно предоставленного ответа, последний не может выдать запрашиваемые технические условия, так как отсутствует инженерный коридор для строительства сетей водоотведения к границам указанного земельного участка (кадастровый N 78:15:0810301:1614) и у ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отсутствует техническая возможность подключения к централизованной систему водоотведения.
Принимая активные действия ИП Миронова А.С. вновь (четвертый раз) был направлен 24.10.2022 в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" очередной запрос о выдаче технических условий, с приложением того же самого полного пакета документов.
7 рабочих дней истекали 02.11.2022, однако Ответ в адрес ИП Мироновой А.С. был дан только 19.12.2022 (то есть по истечению 38 рабочих дней) за N Исх-17306/48 (выданный на имя Заказчика). Согласно указанного ответа были выданы технические условия подключения (технического присоединения) к централизованной системе водоотведения.
При этом как в последствии ИП Мироновой А.С. стало известно Заказчиком уже было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании п. 3 ст. 307 ГК РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Невозможность надлежащего исполнения Контракта со стороны ИП Мироновой А.С. была поставлена в прямую зависимость от ненадлежащего исполнения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" своих обязательств в силу Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130 и являющимся третьим лицом (не стороной Контракта), на которое ИП Миронова А.С. никаким другим действующим способом не могла воздействовать.
Штрафы и пени за ненадлежащее исполнение Контракта ИП Мироновой А.С. были оплачены, что подтверждается платежными поручениями N 61 и N 62 от 18.12.2022.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Мироновой А.С. в реестр недобросовестных поставщиком, поскольку ИП Миронова А.С. в ходе исполнения Контракта предпринимала все возможные меры для его исполнения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Мироновой А.С. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Мироновой Анны Сергеевны (ИНН: 243903908689), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2023 г. N РНП-78-83/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2023