Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ школа N 113 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
ООО "АВАНТА" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 430-ЭП/23 от 10.01.2023) на действия Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (Уполномоченный орган) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по профилактической прочистке сетей канализации и жироуловителя в образовательных учреждениях Приморского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200004922000310) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172200004922000310.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 965 070,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Услуги, являющиеся предметом данной закупки, представляют собой комплекс услуг, в который входят в том числе, Услуги по обращению отходов I-IV классов опасности. Заказчиком проводится закупка услуг, в том числе по откачке отходов, содержащихся в канализации, с последующей транспортировкой таких отходов.
Согласно определению, данному в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения -таких отходов; под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрена классификация отходов по классам опасности. В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, па пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы
Таким образом, на откачку жидких бытовых отходов из канализации и дальнейшее их транспортирование распространяются требования законодательства о лицензировании при условии установления класса опасности таких отходов (решение Омского У ФАС России от 12.12.2016 N 05-04.1/128-16)
Из содержания Описания Объекта закупки (пункт 3.11 Описания Объекта закупки), являющимся Приложением N 1 к Извещению, и, соответственно, являющегося неотъемлемой частью Извещения, следует, что отходы, подлежащие откачке из канализационных колодцев, относятся к 4 классу опасности - малоопасные отходы.
("П.3.11.Требования к комплексу услуг: Вид отходов - класс опасности 4 (малоопасные вещества): отходы жиров при разгрузке жироуловителей. Код в соответствии с ФККО - 7 36 101 01 39 4.
Исполнителю необходимо произвести:
- забор и вывоз жиромассы па утилизацию;
- забор илового осадка из жироуловителя и санкционированный вывоз его для утилизации;
- очистка стенок жироуловителя;
- ввод прибора в эксплуатацию"),
Па основании вышеизложенного, ссылка Заявителя на то, что использование гидродинамической установки высокого давления осуществляется специализированными организациями, большинство из которых может не обладать лицензиями па обращение отходов I-IV классов опасности, по мнению Заказчика, является необоснованной, так как противоречит положениям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О лицензировании отдельных видов деятельности "(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).
Кроме того, согласно размещенной в единой информационной системе жалобе в качестве субъекта контроля указано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 57 Приморского района Санкт-Петербурга, которая не является ни уполномоченным органом, ни организатором проведения совместного электронного аукциона.
Па основании вышеизложенного, Заказчик считает, что положения Извещения и приложений к нему соответствуют действующему законодательству о закупках, и, соответственно, жалоба Заявителя не обоснована и подлежит отклонению.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания довода обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Комиссия УФАС отмечает, что извещение об осуществлении закупки содержит ИКЗ, а также контракты, размещенные в соответствии со ст. 51 Закона о контрактной системе, содержат указанную информацию.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
В извещении установлены противоречивые сроки, а именно:
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 12.01.2023
При этом в извещении Заказчиком указана Дата начала исполнения контракта 09.01.2023
В свою очередь в соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика.
Согласно извещению дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 12.01.2023. При этом, согласно информации о сроках исполнения контракта и источниках финансирования, дата начала исполнения контракта 09.01.2023.
Таким образом Комиссия УФАС находит признаки нарушения Заказчиком ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, ч. 105-106 Закона о контрактной системе, отсутствие пояснений со стороны Заявителя, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания всех доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 7, 8, 23, 31, 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВАНТА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2023 г. N 44-139/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2023