Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Главного управления МЧС России (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Гортехинвентаризация" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 426-ЭП/23 от 10.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, местоположение: Российская Федерация, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Транспортная, д. 1, литера Б (извещение N 0172100010122000094),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, местоположение: Российская Федерация, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Транспортная, д. 1, литера Б (извещение N 0172100010122000094) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 132 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Гортехинвентаризация".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Гортехинвентаризация" заключен государственный контракт N 0172100010122000094/2022 от 04.10.2022 на сумму 33 748,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался оказать услуги по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, местоположение: Российская Федерация, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Транспортная, д. 1, литера Б (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.3.5 Контракта предусмотрено право Заказчика Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а также в случае однократного нарушения Исполнителем сроков оказания Услуг.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 27.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Гортехинвентаризация" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В соответствии с п. 4.1 Контракта срок оказания Услуг: 40 календарных дней с даты подписания Контракта. В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало. Таким образом, Услуги должны быть оказаны Заказчику до 13.11.2022 включительно.
09.11.2022 Исполнитель сформировал с использованием ЕИС, подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и разместил в ЕИС документ о приемке (п. 5.2 Контракта).
В соответствии с п. 5.3 Контракта Заказчик не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в ЕИС подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке либо формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
06.12.2022 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке оказанных услуг, так как в ходе проведения приемки Услуг Заказчиком установлено, что Исполнитель не предоставил Заказчику документы, указанные в пп. 5.2., 5.3., 5.4. Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту):
- межевой план на образуемые земельные участки (на бумажном носителе и в электронном виде (PDF, XML формат), сведения, которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и иные документы, содержащие технические и прочие характеристики земельных участков;
- решение о разделе (Приказ) земельного участка, утвержденное ТУ Росимущества;
- Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, записи о которых должны быть осуществлены в период действия Контракта.
Мотивированным отказом от подписания документа о приемке оказанных услуг от 06.12.2022 было предусмотрено требование Заказчика о предоставлении Исполнителем документов, указанных в пп. 5.2., 5.3., 5.4. Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), в течение 10 рабочих дней с момента получения указанного отказа.
В срок до 20 декабря 2022 года документы, указанные в пп. 5.2., 5.3., 5.4. Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) Исполнителем Заказчику не предоставлены.
Таким образом, в сроки, предусмотренные п. 4.1 Контракта, результаты оказания Услуг Исполнителем Заказчику не представлены.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 27.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Гортехинвентаризация" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС участник пояснил, что п. 5 приложения- 1 к государственному контракту установлено, что в результате оказания услуг Исполнитель передает Заказчику следующие документы:
- схема расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (на бумажном носителе и в электронном виде (PDF, XML формат);
- межевой план на образуемые земельные участки (на бумажном носителе и в электронном виде (PDF, XML формат), сведения которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и иные документы, содержащие технические и прочие характеристики земельных участков;
- решение о разделе (приказ) земельного участка, утвержденное ТУ Росимущества по субъекту РФ;
- выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости. Записи, о которых должны быть осуществлены в период действия контракта;
- иные документы, предусмотренные законодательством в данной сфере.
12.10.2022 Исполнителем подготовлена и направлена в адрес Заказчика схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в pdf формате и XML-схема (письмо Исполнителя от 12.12.2022 N 22/1100) для дальнейшего обращения в межрегиональное территориальное управление Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Исполнитель не имел и не имеет полномочий для направления данного обращения самостоятельно.
08.11.2022 в адрес Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) были направлены материалы в отношении указанного земельного участка для внесения в Региональную информационную систему (далее - РГИС) сведений результатов топогеодезических работ. Комитетом внесены указанные сведения в РГИС, что подтверждается актом о внесении сведений результатов топогеодезических работ от 16.11.2022. Данный факт подтверждает то, что схема расположения земельного участка, направленная в адрес управления 12.10.2022, соответствует необходимым действующим нормативам.
Для дальнейшего делопроизводства Исполнителю необходим ответ МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в виде распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. По неизвестным причинам ответы для дальнейшего делопроизводства в адрес Исполнителя от Заказчика или МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области не поступили, в том числе в ответ на запросы в адрес Заказчика от 06.12.2022 N 22/1334 и от 27.12.2022 N 22/1439.
Без указанного распоряжения Исполнитель не может выполнить условия государственного контракта в полном объеме (не предоставляется возможным подготовить межевой план, решение о разделе земельного участка, получить выписку из ЕГРН). Исполнителем не инициирована процедура одностороннего отказа от исполнения контракта, поскольку Заказчик гарантировал получение указанного распоряжения, в связи с чем Исполнитель планировал завершить все работы в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Таким образом, Исполнитель считает, что условия государственного контракте в части сроков исполнения Контракта нарушены не по вине Исполнителя, поскольку от Исполнителя не зависит получение распоряжения МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Считаем, что у сторон была возможность инициировать расторжение государственного контракта по соглашению сторон во избежание процедуры включения общества в реестр недобросовестных подрядчиков.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "Гортехинвентаризация" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Гортехинвентаризация" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Гортехинвентаризация" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Гортехинвентаризация" (ИНН: 3525154609) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2023 г. N РНП-78-98/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2023