Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от ИП Полякова В.Д. - представитель по доверенности Саловой Т.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический перинатальный центр N1" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки ИП Поляковой В. Д. по факту
осуществления N 0321500000222000446 "Поставка товара для обеспечения нужд Ставропольского края".
Заказчик указывает, что исполнитель не исполнил обязательства по контракту.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Поляковой В.Д. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления. Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее: Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0321500000222000446 "Поставка товара для обеспечения нужд Ставропольского края" ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический перинатальный центр N1" заключило Государственный контракт N 0321500000222000446_327029 от 21.11.2022 с ИП Поляковой В.Д.
Согласно п. 5.1. контракта Поставка товара осуществляется Поставщиком в Место доставки, на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок: в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта одной партией.
11.1. Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 31.12.2022 г., а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
11.2. Все изменения Контракта должны быть совершены в письменном виде и оформлены дополнительными соглашениями к Контракту.
11.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
11.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Заказчиком были отправлены выставлены 2 претензии N 2534/2022 от 15.12.2022 г.; N 2557/2022 от 16.12.2022 г., однако товар был поставлен.
Товар был поставлен 14.12.2022 г. в ходе приемки выяснилось, что поставленный товар не соответствует техническим характеристикам указанным в контракте, Заказчиком был сформирован мотивированный отказ от приемки и размещен в ЕИС.
Так в соответствии с Разделом 3 Контракта Поставщик обязан:
3.1.1. Поставить Товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
3.1.2. Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.1.3. Представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту;
3.1.4. Незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта;
3.1.5. Своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Товара;
3.1.6. Выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта.
В соответствии с п. 6.2 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствии условиям Контракта, Заказчиком проводится экспертиза Товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Так, при приеме товара по контракту N 0321500000222000446_327029 от 21.11.2022 г. Согласно приложению N1 "Спецификация" были выявлены следующие несоответствия:
"Терморегулятор расположен не на корпусе смесителя,его крепеж находится под раковиной на высоте 550 мм от пола.
Смеситель не подходит заявленным габаритам по высоте излива и длине излива.
Отсутствует инструкция по установке и эксплуатации на русском языке."
Согласно Претензии Заказчика от 14.12.2022 г. , Поставщику необходимо в срок до 26.12.2022 г. Заменить поставленный товар соответствующий характеристикам в спецификации к приложению N1 контракта.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с чем заказчик 16.12.2022 принял решение о расторжении контракта.
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение сформировано и размещено заказчиком 16.12.2022 в единой информационной системе, 16.12.2022 г. ИП Поляковой В.Д. уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком ИП Поляковой В.Д. об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 26.12.2022 г.
В свою очередь, ИП Поляковой В.Д.были представлены:
-письменные и устные объяснения по делу;
-мотивированный отказ и требование замены поставленного товара от Заказчика;
-кассовый чек от 20.12.2022 г. от маркет - плейса ООО "ЯНДЕКС" о покупке товара "сенсорный смеситель Savol S-GY8865-1A" в количестве 5 шт. на сумму 21710,00 руб.;
- сканкопия письма от 27.12.2022 г. от маркет - плейса ООО "ЯНДЕКС" о том, что заказ доставлен.
Кроме того, на заседании комиссии Ставропольского УФАС России представитель ИП Поляковой В.Д. пояснила, что поставка несоответствующего характеристикам товара, произошла по вине третьих лиц, а именно маркет - плейса ООО "ЯНДЕКС", который должен был поставить необходимый товар Заказчику, закупленный для исполнения по контракту N 0321500000222000446_327029 от 21.11.2022 г. Согласно приложению N1 "Спецификация" и ввиду сложившейся ситуации по возврату и замене товара был пропущен срок, установленный контрактом.
В силу п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Отсутствие намерений уклониться от исполнения контракта подтверждается тем фактом, что со стороны ИП Поляковой В.Д. предпринимались шаги к исполнению обязательств.
Из вышеизложенного следует, что факт уклонения участника закупки от исполнения контракта требует подтверждения, и только в случае подтверждения указанного факта антимонопольный орган осуществляет размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Следовательно, включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения контракта. Основанием для включения в реестр является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
При указанных обстоятельствах Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что ИП Полякова В.Д. не может быть признано недобросовестным поставщиком, поскольку все действия ИП Поляковой В.Д. были направлены именно на исполнение контракта, в связи с чем, ИП Полякова В.Д. не может быть признано уклонившимся от исполнения контракта и недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП Поляковой В.Д. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Б. Ш. Карпель
Члены комиссии
В.В. Богославская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 января 2023 г. N 026/10/104-2471/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2023