Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Малай А.А.
Рассмотрев обращение ООО "КАНСТРОЙ" на действия заказчика - Управление ЖКХ администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300041422000022 "Ремонт улично-дорожной сети по улице Накина, улице Капельная в г. Ессентуки".
УСТАНОВИЛА:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило обращение ООО "КАНСТРОЙ" на действия заказчика - управление ЖКХ администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300041422000022 "Ремонт улично-дорожной сети по улице Накина, улице Капельная в г. Ессентуки".
Заявитель обжалует действия Заказчика в части формирования извещения об осуществлении закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, выслушав возражения представителя уполномоченного органа, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила.
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
1. В отношении первого довода Заявителя, установлено следующее:
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Извещением о проведении закупки N 0321300041422000022 "Ремонт улично-дорожной сети по улице Накина, улице Капельная в г. Ессентуки " установлено: Требования к участникам: 1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, действия Заказчика не нарушают требования ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
2. В отношении второго довода Заявителя, установлено следующее:
В извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлено:
Преимущества: не установлены
Требования к участникам
1. Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Дополнительные требования: Объем привлечения 25% от цены контракта
Ограничения и запреты: не установлены
То есть, Заявитель должен был ознакомиться с требованиями извещения, в котором указано, что преимуществ учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, а также субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям не установлено.
При этом в приложении N3 к извещению "Состав заявки и инструкция по заполнению заявки" также не указано, что участникам закупки требуется предоставить декларации о подтверждении вышеуказанных преимуществ.
Приложение N3 к извещению является типовой формой требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, в котором перечислены все документы, в соответствии со статьей 43 Закона о контрактной системе, при этом, если какой-то из документов необходимо приложить в состав заявки, в таком требовании указывается "установлено".
3. В отношении третьего довода Заявителя, установлено следующее:
В приложении N3 к Извещению - "Состав заявки и инструкция по заполнению заявки", Заказчиком установлена типовая инструкция по заполнению заявок в соответствии рекомендациями Комитета Ставропольского края по государственным закупкам.
Заявитель указывает, что не может определить, где в описании объекта закупки указаны наименование показателей характеристик товара, единицы измерения показателей характеристик товара, значения показателей характеристик товара.
Согласно государственным стандартам, регламентирующим требования к товарам, а также иным нормативно-правовым актам, регламентирующим качество товара, наименование показателя - это качественная характеристика товара. Например, номинальная нагрузка люка. Значение показателя - это результат количественного и качественного измерения - например, 250 кН, где Кн является единицей измерения значения показателя
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44 -ФЗ, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
В описании объекта закупки указаны показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, установлены в соответствии с имеющейся потребностью заказчика.
Указанные доводы подтверждаются Определением Верховного суда РФ от 12 декабря 2022 года N301-ЭС22-23825 по делу NА28-13505/2021, в котором установлено, что заказчики закупок при описании технических, функциональных и качественных характеристик товаров, работ, услуг наряду с показателями, требованиями, условными обозначениями и терминологией, принятыми в соответствии с техническими регламентами, документами в сфере стандартизации, вправе использовать и иные характеристики товара. Указание заказчиком в закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, является субъективным правом Заказчика.
4. В отношении четвертого довода Заявителя, установлено следующее:
Согласно п. 10 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, единицей учета основных средств может признаваться часть объекта:
в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;
имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
Такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.
Следовательно, если объекты обстановки дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, люки, озеленение и малые архитектурные формы) изначально возводятся как объекты основных средств, имеющие самостоятельные функции, комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов может быть принято решение об учете их в качестве отдельных инвентарных объектов. При этом выделять в самостоятельные объекты целесообразно только те объекты обстановки дороги, которые без ущерба можно демонтировать и переставить на другое место.
Любое решение о порядке учета нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества. Такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией (письмо Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099).
Следовательно, органом местного самоуправления может быть принято решение об учете люков тяжелых, а также любых других элементов обстановки дороги в составе имущества казны, если эти объекты не закреплены за каким-либо учреждением (предприятием) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. 214, 215 ГК РФ). Для этого соответствующему органу необходимо включить объекты в реестр муниципальной собственности в соответствии с порядком, установленным на муниципальном уровне.
Обосновывая все вышеуказанное, комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя был вырван из контекста и не имеет под собой правового основания, ввиду того, что решение о порядке учета нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества. Такое решение принимает Заказчик, а не участник закупки.
На основании ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы распоряжения муниципальным имуществом находятся в компетенции органов местного самоуправления. Порядок учета имущества казны устанавливается собственником такого имущества.
Если учреждение не наделено полномочиями по учету имущества казны, передача имущества в казну при принятии органом по управлению имуществом такого решения отражается следующей записью:
Таким образом, комиссия считает, что поставка люков тяжелых при выполнении работ соответствует требованиям действующего законодательства (Гражданский кодекс и Закон о контрактной системе) так как заключаемый контракт квалифицирован как "смешанный договор" - договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 3 ст. 421 ГК РФ), в данном случае - договора на выполнение работ (подряда) и договора поставки, когда одновременно с выполнением работ по созданию или преобразованию вещи (объекта) к ней прилагаются (в нем устанавливаются) вещи, передающиеся государственному или муниципальному Заказчику на баланс.
Таким образом, доводы заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Ставропольскому краю" в части отклонения заявки ИП Строговой И.В. нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать действия заказчика - Управление ЖКХ администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300041422000022 "Ремонт улично-дорожной сети по улице Накина, улице Капельная в г. Ессентуки" соответствующими Закона N44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 января 2023 г. N 026/06/106-22/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023