Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Шарко И.П., Порублева А.А.,
от ООО "ГеоВерсум" - Черномуров М.В., Спасибов М.Г.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Управление по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "ГеоВерсум" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004719001498 Выполнение комплекса работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации "Современный облик сельских территорий": выполнение инженерных изысканий, проведение археологических полевых работ (археологических разведок), разработка градостроительной, проектной и сметной документации ".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ГеоВерсум" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
Между Заказчиком ГБУ Ставропольского края "Управление по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения" и ООО "ГеоВерсум" заключен контракт N37-К/2020 от 28.02.2020 г. на "Выполнение комплекса работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации "Современный облик сельских территорий": выполнение инженерных изысканий, проведение археологических полевых работ (археологических разведок), разработка градостроительной, проектной и сметной документации по результатам открытого конкурса в электронной форме.
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по 1 этапу в срок до 04.03.2020 года, по 2 и 3 этапам в срок до 16.03.2020 г., по 4 и 5 этапам в срок до 01.09.2020 г.
Фактически работы выполнены в следующие сроки:
- по 1 этапу 31.08.2020 г.;
- по 2 и 3 этапам 14.12.2020 г.;
-по 4 и 5 этапам работы выполнены частично, до настоящего времени работы в полном объеме по 4 и 5 этапам Подрядчиком не выполнены.
14.12.2022 г. от Подрядчика поступило письмо исх. N19 согласно котого, ООО "ГеоВерсум" сообщает, что не представляется возможным определить срок окончания исполнения принятых Подрядчиком обязательств по Контракту.
Таким образом, Подрядчик неоднократно нарушал сроки выполнения работ. Указанные нарушения подтверждаются актами приемки-передачи выполненных работ от 31.08.2020 г. N290, от 14.12.2020 г. N378, от 14.12.2020 г. N379 и выплатой Подрядчиком пеней.
По состоянию на 16 января 2023 года Подрядчиком, предоставлены Заказчику положительные заключения проектной документации и результатов достоверности определения сметной стоимости по 9 объектам (4 и 5 этап), положительные заключения проектной документации по 5 объектам (4 этап).
Согласно п. 2.9 раздела 2 Контракта Заказчик не вправе произвести оплату выполненных работ при не предоставлении документации по всем объектам.
На основании ч.9 ст. 95 Закона 44-ФЗ, п. 11.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
26.12.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, на рассмотрении дела по существу, представители ООО "ГеоВерсум" пояснили следующее.
В соответствии с п.1.1. Контракта, Заказчик поручает Подрядчику, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации "Современный облик сельских территорий": выполнение инженерных изысканий, проведение археологических полевых работ (археологических разведок), разработка градостроительной, проектной и сметной документации (проектно-изыскательские работы) (далее - работы), в соответствии с Заданием (Приложение N1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, и сдать результат выполненной работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 4.1 Контракта сроки выполнения работ: Начало выполнения работ - со дня заключения настоящего Контракта; окончание выполнения работ - 1-го этапа до 17.02.2020 г., 2-го и 3-го этапов до 16.03.2020 г., 4-го и 5-го этапов до 01.09.2020 г.
Согласно Приложения N1 к Контракту Подрядчику поручалось в рамках Задания выполнить комплекс работ для последующего участия в государственной программе Российской Федерации "Современный облик сельских территорий": выполнение инженерных изысканий, проведение археологических полевых работ (археологических разведок), разработка градостроительной, проектной и сметной документации (проектно-изыскательские работы). Однако, в процессе выполнения работ, Подрядчиком выявлено, что Задание на выполнение комплекса работ не читывает реальный объем требуемых к выполнению работ, а также многие скрытые и дополнительные работы, необходимость проведения которых обусловлена технологическим процессом выполнения работ по контракту, о чем Заказчик неоднократно письменно уведомлялся и согласовывал объем работ в увеличенном объеме, однако стоимость выполненных работ увеличена не была. Подрядчик за свой счет выполнял работы в увеличенном объеме, нес и продолжает нести убытки, но от выполнения Контракта не отказался.
Так, в частности согласно п/п 9 п.1 Задания Объект 1- "Строительство резервуаров и водопроводных сетей в п. Чограйском Арзгирском мумнципального района Ставропольского края" основные технико-экономические показатели при заключении Контракта были запланированы в следующем объеме: "Проектной документацией предусмотреть два напорно регулирующих резервуара объемом 500 м3 каждый и водопроводную сеть по ул. Молодежной в п. Чограйском Арзгирном муниципального района Ставропольского края. Протяженность водопровода ориентировочно 763 п.м." Этим же подпунктом установлено, что "Все необходимые характеристики проектируемых объектов (производительность, диаметр, протяженность, материал труб и т. д.), объемы работ, уточняются проектом по согласованию с Заказчиком". Однако, согласно письма N011-693/7 от 29.05.2020 г. Заказчик увеличил характеристики проектируемых объектов по указанному объекту, а именно проектной документацией предусмотреть:
- подводящий водовод длиной -L=114,7 м;
- площадка напорно- регулирующих резервуаров, емкость 2х500м3 ;
- две нитки самотечных подающих водоводов от регулирующих резервуаров до разводящей водопроводной сети на ул. Молодежная длинной L=3231-м каждая.
Аналогичным образом, объем выполненных работ значительно увеличился и по остальным 30 объектам, указанным в Задании.
Всего, из представленных материалов Обществом, в рамках исполнения контракта Подрядчиком были выполнены следующие работы:
I этап - Инженерные изыскания: На основании проведенной проверки результатов инженерных изысканий Автономным учреждением Ставропольского края: "Государственная экспертиза в сфере строительства" выданы положительные заключения результатов инженерных изысканий (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания)по 31 объекту.
II этап - Археологические полевые работы (археологические разведки): Подготовлены технические отчеты о результатах проведения археологических полевых работ (разведок), акты государственной историко-культурной экспертизы и согласованы Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия по 31 объекту.
III этап- Градостроительная документация: Документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) подготовлена и утверждена органами местного самоуправления по 31 объекту.
IV этап- проектная документация и V этап- Сметная документация: Положительные заключения проектной документации по 14 объектам. Положительные заключения результатов достоверности определения сметной стоимости по 9 объектам.
Таким образом, в рамках исполнения Контракта были выполнены дополнительные объемы работ, которые не включены в задание на проектирование и соответственно в стоимость Контракта.
Кроме того, Общество пояснило, что корректировка и доработка проектно- сметной документации потребовали дополнительных расходов для прохождения государственной экспертизы по объектам. Объем работ в части технических характеристик проектируемых объектов увеличен более чем на 50% от объема, указанного в Контракте. Вместе с тем, Общество согласно представленных материалов и сведений продолжало выполнять обязательства по Контракту, учитывая социальную значимость объектов, не смотря на многочисленные трудности (короткие сроки исполнения контракта, период короно-вирусной инфекции), что повлияло на результат и срок выполняемых работ.
Ввиду этого, 14.12.2022 г. письмом исх. N19 Общество направило в адрес Заказчика предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон и оплатой фактически выполненного объема работ по IV и V этапам. Данное письмо было оставлено без удовлетворения (письмо от 26.12.2022 г. Исх.N01-1-1015).
Согласно ч.1 ст. 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В соответствии с п.11.1 Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с чем заказчик 26.12.2022 принял решение о расторжении контракта.
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение сформировано и размещено заказчиком 26.12.2022 в единой информационной системе, 26.12.2022 г ООО "ГеоВерсум" уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком ООО "ГеоВерсум" об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 10.01.2023 г.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
В свою очередь, представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что Общество все время находилось на связи с Заказчиком и пыталось исполнить заключенный контракт от 28.02.2020 г. N37-К/2020, неся большие убытки. Более того, что не отрицается в том числе Заказчиком по состоянию на 16 января 2023 года Подрядчиком, предоставлены Заказчику положительные заключения проектной документации и результатов достоверности определения сметной стоимости по 9 объектам (4 и 5 этап), положительные заключения проектной документации по 5 объектам (4 этап).
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "ГеоВерсум" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ГеоВерсум" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Г.В. Золина |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.В. Вишневская |
|
|
В.В. Богославская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 января 2023 г. N 026/10/104-35/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2023