Резолютивная часть оглашена:
13.01.2023 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение государственного казенного учреждения Самарской области "Служба эксплуатации зданий и сооружений" (далее - Заказчик) о включении информации об ИП Беридзе Кристине Джемаловны (далее - поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка пакетов для мусора (извещение - 0142200001322020911, начальная (максимальная) цена контракта - 629 829,60 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Заказчика о включении сведений об ИП Беридзе К.Д. в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению Заказчика, ИП Беридзе К.Д. не исполнила обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
03.10.2022 между Заказчиком и ИП Беридзе К.Д. заключен контракт N 0142200001322020911 на поставку товара. Цена Контракта составляет 148 025 рублей 20 копеек (сто сорок восемь тысяч двадцать пять рублей 20 копеек), понижение цены контракта составило 76.50 %.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить Товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу (адресам) г.о. Самара, ул. Молодогвардейская, 210. (далее - место поставки) и в срок с момента заключения государственного контракта, единовременно, по заявке заказчика в течение 10 календарных дней.
Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара.
Перед началом единовременной поставки или перед поставкой первой партии поставки Заказчик вправе направить заявку на поставку образца товара указанного в спецификации. Исполнение заявки Заказчика осуществляется поставщиком в срок не превышающий 5 дней с даты получения такой заявки Поставщиков.
Согласно пункту 5.1. Контракта Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом.
Из пункта 12.1. Контракта следует, что Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31.12.2022 (включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика (при наличии таких обязательств).
Техническим заданием установлены сроки (периоды) поставки товара: с момента заключения государственного контракта, единовременно, по заявке заказчика в течение 10 календарных дней. Способ подачи заявки - посредством телефонной или факсимильной связи, или телефонограммой.
По заявке Заказчика 12.10.20222 Поставщик согласно счету-фактуре N12 поставил мешки и пакеты для мусора на сумму 148 025,20 руб.
В соответствии Законом и условиями Контракта Заказчиком была проведена экспертиза поставленного Товара.
03.11.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика мотивированный отказ от принятия товара, из которого следует что согласно заключению эксперта N55 ОД2022 от 02.11.2022 г. мешки для мусора объемом 120 литров не соответствуют требованиям Контракта в части их толщины.
В адрес Заказчика от Поставщика поступило гарантийное письмо, согласно которому Поставщик ИП Беридзе К.Д. гарантировала, что поставит товар до 08.12.2022 г.
Поставщик впоследствии поставил Товар другой марки, но с такими же техническими характеристиками (плотностью), как и у тех, по которым производилась ранее экспертиза. На это было указано Поставщику, но товар надлежащего качества поставлен не был.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 3 статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с тем, что замена товара Поставщиком произведена не была, 16.12.2022 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.12.2022 г. Заказчик с использованием единой информационной системы разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.3 ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.13. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС, Поставщик получил Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 16.12.2022 г.
Таким образом Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 27.12.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако ИП Беридзе К.Д. указанным правом не воспользовалась, в указанный срок нарушения положений контракта не устранила.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату рассмотрения обращения Заказчика обязательства, предусмотренные контрактом, ИП Беридзе К.Д. не выполнены.
Из пояснений ИП Беридзе К.Д. следует, что ею предпринимались меры к исполнению обязательств по контракту, но производитель товара нарушил все договорные обязательства. После принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Беридзе было направлено письмо с просьбой отменить Решение, поскольку производитель был готов сделать еще одну поставку в адрес Заказчика, но Заказчик не смог принять товар в связи с тем, что казначейство с 27.12.2022 не принимало документы на оплату по исполненным государственным контрактам.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) ИП Беридзе К.Д. лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Сведения, подтверждающие надлежащее исполнение ИП Беридзе К.Д. условий контракта, в материалах дела отсутствуют, также не было представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения контракта.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Беридзе К.Д. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об индивидуальном предпринимателе Беридзе Кристина Джемаловна (ИНН: 372002924580, адрес: 2-я Балинская, 44, Иваново, 153001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (приложение)*.
2. Исключить информацию об ИП Беридзе К.Д. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 января 2023 г. N РНП-63-4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023