16.06.2020 г. г. Тюмень
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) _, рассмотрев материалы дела N 072/04/9.21-141/2020 об административном правонарушении, возбужденного в отношении акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ИНН 7205011944) (далее - АО "СУЭНКО", Общество) по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
22.05.2020 г. ведущим специалистом-экспертом Тюменского УФАС России _, по результатам рассмотрения обращения _, указывающего на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в действиях АО "СУЭНКО" был составлен протокол N 072/04/9.21-141/2020 об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.
Помещение (кладовая) _ находится в собственности заявителя согласно свидетельству о государственной регистрации права серия _ НЛ N _ от 12.02.2010.
Как указывает заявитель земельный участок под данным строением тоже находится в собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Из заявления следует, что данное помещение является самостоятельным энергопринимающим устройством. При этом не имеет никакого значения, что кладовая является какой-то долей в имущественном комплексе.
21.10.2019 _ подала в Общество заявку на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), в связи с новым технологическим присоединением нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Ишим _
Рассмотрев направленную заявку, Общество в своем письме исх.N 14527 от 01.11.2019 указало, что принадлежащее заявителю нежилое помещение является частью объекта капитального строительства - нежилого строения, технологическое присоединение которого в установленном действующим законодательством пока не осуществлено. В силу действующего законодательства, а именно смысла п. 8 (4) Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в объектах капитального строительства, не может быть осуществлено ранее технологического присоединения к электрическим сетям объекта капитального строительства, в котором расположено такое нежилое помещение.
В связи с чем, заявителю было предложено совместно с иными владельцами помещений объекта капитального строительства - нежилого строения, в котором расположено принадлежащее заявителю нежилое помещение, обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение.
АО "СУЭНКО" в письменных объяснениях (исх.N И-С-2020-5128 от 29.04.2020) указало следующее.
Правилами установлены основания и порядок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям в отношении энергопринимающих устройств отдельных помещений в объекте капитального строительства, при условии, что сам объект капитального строительства уже присоединен к электрическим сетям (п. 8 (4) Правил). То есть технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в объектах капитального строительства, не может быть осуществлено ранее технологического присоединения к электрическим сетям объекта капитального строительства, в котором расположено такое нежилое помещение.
Присоединение к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств каждого помещения в таком объекте до присоединения самого объекта с точки зрения законодателя нецелесообразно (поскольку влечет необходимость неоднократного строительства (прокладки) объектов электросетевого хозяйства к одному объекту капитального строительства и, соответственно, возникновению необоснованных затрат как у сетевой организации, так и собственников помещений на оплату данных мероприятий), а зачастую такой вариант присоединения технически невозможен для реализации.
Заявитель обратилась к Обществу с заявкой на технологическое присоединение N ИШ-19-0125 от 21.10.2019 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Ишим _
Принадлежащее заявителю нежилое помещение (кладовая) не является отдельным объектом капитального строительства, а представляет собой нежилое помещение в составе объекта капитального строительства.
При рассмотрении заявки было установлено, что указанное здание (объект капитального строительства) не имеет технологического присоединения к электрическим сетям, что подтверждается Актом осмотра объекта от 22.10.2019, а также письмом АО "ЭК "Восток" от 21.05.2018 NИ-ТЭ-2018-34135, согласно которому договоров энергоснабжения в отношении объекта заявителя гарантирующим поставщиком не заключалось.
В свидетельстве о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение заявителя в качестве основания для регистрации права указана справка N 77 Жилищно-строительного кооператива N 14.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ, а также письму АО "ЭК "Восток", ЖСК-14 является действующим юридическим лицом.
Таким образом, к АО "СУЭНКО" обратился владелец отдельного помещения в объекте капитального строительства, который не присоединен к электрическим сетям. В связи с этим, учитывая положения п. 8 (4) Правил, предусмотренных Правилами, оснований для направления в адрес заявителя проекта договора об осуществлении технологического присоединения у АО "СУЭНКО" не имелось.
Согласно ч. 1 ст. 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Для таких некоммерческих объединений граждан как потребительские кооперативы законодательством предусмотрены льготные условия технологического присоединения по размеру платы.
Если собственники нежилых помещений в объекте капитального строительства не объединились в кооператив, данное обстоятельство не препятствует решению ими вопроса о подключении объекта капитального строительства, в котором расположены их помещения, к электрическим сетям.
Собственники помещений в объекте капитального строительства вправе путем проведения общего собрания решить вопрос о подключении объекта капитального строительства к электрическим сетям, в том числе поручить выступать по этому вопросу в отношениях с третьими лицами одному из собственников согласно с. 44 ЖК РФ.
Гражданам, объединившим свои хозяйственные постройки, действующим законодательством обеспечены все необходимые условия для решения ими вопросов электроснабжения энергопринимающих устройств принадлежащих им объектов. Решение о технологическом присоединении энергопринимающих устройств здания, в котором расположено нежилое помещение заявителя, может быть принято на общем собрании указанных собственников.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, в том числе основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в силу пункта 1 статьи 26 которого технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 6 указанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно п. 7 Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением (п. 8 (4) Правил технологического присоединения).
В соответствии с п. 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
К заявке среди прочих документов прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (подпункт "г" пункта 10 Правил технологического присоединения).
Согласно п. 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных документов, заявитель является физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Исходя из п.п. 3, 15 Правил, на Общество возлагается обязанность в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя направить для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
В ответ на заявку _, АО "СУЭНКО", ссылаясь на п. 8 (4) Правил, предложило заявителю обратиться с иными владельцами помещений объекта капитального строительства - нежилого строения, в котором располагается принадлежащее заявителю нежилое помещение, в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение с приложением всех, предусмотренных Правилами документов.
Между тем, Федеральная антимонопольная служба России в своем письме от 27.05.2020 исх.N ВК/44858/20 о рассмотрении обращения Тюменского УФАС России исх. N ИВ/3390 от 30.04.2020 "Об оказании методической помощи" указала, что, исходя из п. 8(4) Правил, у сетевой организации отсутствует обязанность по направлению договора об осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств собственников нежилых помещений, до надлежащего технологического присоединения самого объекта капитального строительства.
Исходя из изложенного, в рассматриваемых действиях АО "СУЭНКО" отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
На основании ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).
На основании изложенного выше, руководствуясь частью 1 статьи 28.9, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьей 29.10 КоАП РФ, ввиду отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении N 072/04/9.21-141/2020, возбужденного в отношении акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ИНН 7205011944), прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статьёй 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 июня 2020 г. N 072/04/9.21-141/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.06.2020